Статус документа
Статус документа


ВСН 50-87

     

ВЕДОМСТВЕННЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ

     

ИНСТРУКЦИЯ ПО РЕМОНТУ, СОДЕРЖАНИЮ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ПАРОМНЫХ
ПЕРЕПРАВ И НАПЛАВНЫХ МОСТОВ  

     

Дата введения 1989-04-01



РАЗРАБОТАНА впервые на основе научно-исследовательских работ ГипродорНИИ и СоюздорНИИ, а также передового опыта дорожных хозяйств Минавтодора РСФСР, эксплуатирующих наплавные мосты и паромные переправы.

ПОДГОТОВЛЕНА канд. техн. наук Н.Н.Петровым, раздел 5 - совместно с канд. техн. наук Б.Б.Анохиным и инж. В.Г.Чурарем, приложения 1 и 10 - совместно с инж. В.Г.Чурарем. В проведении исследований принимали участие канд. техн. наук В.М.Еремин, инженеры В.О.Машкин, Л.М.Максименко, Т.Н.Смирнова, Л.К.Семенова.

ВНЕСЕНА Государственным дорожным проектно-изыскательским и научно-исследовательским институтом ГипродорНИИ

СОГЛАСОВАНА Министерством речного флота РСФСР 14 августа 1987 г., Государственной инспекцией по маломерным судам РСФСР 20 апреля 1987 г.

УТВЕРЖДЕНА Министерством автомобильных дорог РСФСР 1 октября 1987 г.

1. Общие положения

1.1. Настоящая Инструкция предназначена для инженерно-технического и обслуживающего персонала, занятого эксплуатацией паромных переправ и наплавных мостов.

1.2. Действие Инструкции распространяется на ремонт, содержание и эксплуатацию паромных переправ и наплавных мостов дорожными хозяйствами Минавтодора РСФСР на общей сети автомобильных дорог РСФСР.

1.3. Паромные переправы и наплавные мосты являются одним из важных элементов автомобильных дорог общего пользования - составной части транспортной системы страны, от надежной работы которой зависит обеспечение бесперебойных перевозок народнохозяйственных грузов и пассажиров по автомобильным дорогам.

1.4. Основные термины и понятия:

переправа (паромная переправа и (или) наплавной мост) - пересечение автомобильной дорогой водотока с использованием для пропуска транспорта парома или наплавного моста;

паромная переправа - переправа, в которой для перевоза автомобилей используется подвижное (плавающее) устройство (судно) - паром;

наплавной мост - переправа, в которой проезд автомобилей осуществляется по мосту на плавучих опорах или по установленным в ленту плавсредствам;

плавсредства переправ - все плавающие (самоходные, несамоходные, стоечные) средства или суда;

     береговая часть переправы - причалы, эстакады и подходы к ним.

1.5. Статус паромных переправ и наплавных мостов, режим их работы, порядок и вопросы оплаты перевозки автотранспорта и пассажиров, а также горючих, опасных грузов и спецтранспорта определяются эксплуатирующими организациями и согласовываются с областными (районными) исполкомами Советов народных депутатов, а на внутренних водных путях, включенных в перечень, объявляемый Минречфлотом РСФСР, и сплавных путях - и с органами, регулирующими судоходство и сплав соответственно.

1.6. Паромные переправы и наплавные мосты должны иметь пропускную способность, обеспечивающую установленную для них расчетную интенсивность движения на данной автомобильной дороге, обеспечивать пропуск расчетных нагрузок, безопасные условия пересечения водной преграды транспортными средствами и пассажирами (пешеходами), безопасность движения автомобилей на переправах и подходах к ним. Работа паромных переправ и наплавных мостов не должна создавать препятствий и опасности для судоходства на внутренних судоходных путях.

1.7. Паромные переправы и наплавные мосты должны оборудоваться на береговой части служебными помещениями и павильонами для ожидания пассажиров; плавсредства переправ должны иметь аварийно-спасательное имущество и противопожарное оборудование; подходы к переправе должны оборудоваться средствами регулирования движения, в темное время суток переправы должны быть освещены.

1.8. На внутренних судоходных путях паромные переправы и наплавные мосты должны быть обозначены навигационными знаками и огнями в соответствии с требованиями ГОСТ 26600-85 "Знаки и огни навигационные внутренних водных путей". Типы, размеры, цвет и расположение навигационных знаков и огней должны быть согласованы с органами, регулирующими судоходство.

Плавсредства должны нести огни и знаки и подавать звуковые сигналы в соответствии с Правилами плавания по внутренним водным путям РСФСР.

1.9. Плавсредства паромных переправ и наплавных мостов должны отвечать техническим требованиям, иметь документацию, регистрироваться, проходить освидетельствование на годность к плаванию, эксплуатироваться в соответствии с требованиями нормативно-технических документов Минречфлота РСФСР, Речного регистра РСФСР или ГИМС РСФСР по поднадзорности плавсредств.

1.10. На каждую переправу должны быть разработаны с учетом ее конструктивных особенностей и местных условий перевозок правила пользования переправой, регламентирующие порядок погрузки, выгрузки автотранспорта и пассажиров, поведение водителей и пассажиров на переправе и т.д., а также схемы загрузки паромов автомобилями. Транспаранты и плакаты с правилами должны быть установлены перед въездом на переправу.

1.11. В задачи эксплуатации паромных переправ и наплавных мостов входят: определение состава переправы, отвечающего требуемой пропускной способности; организация работы переправы с установлением режима работы в течение суток; укомплектование переправы штатами, подготовка кадров и повышение их квалификации, решение вопросов оплаты труда и материального стимулирования; регистрация и периодические технические освидетельствования плавсредств переправ на годность к плаванию; ведение судовой документации на плавсредствах и технической документации на переправу; поддержание установленного режима эксплуатации навигационных знаков; обеспечение беспрепятственного и безопасного пропуска судов на судоходных реках; организация и регулирование движения автотранспорта на переправах и подходах к ним; руководство погрузкой и выгрузкой автомобилей, посадкой и высадкой пассажиров; контроль за весовыми параметрами пропускаемых по переправе нагрузок.

1.12. Основные задачи текущего ремонта и содержания паромных переправ и наплавных мостов: следить за чистотой грузовой палубы паромов, площадок для пассажиров, конструкций и проезжей части наплавных мостов, состоянием водоотвода, исправным состоянием причальных устройств, креплений буксиров к паромам, швартовых устройств, аппарелей, разводных устройств наплавных мостов, переходных пролетов и трапов, навигационных знаков; производить регулярный осмотр конструкций, выявлять в них дефекты, исправлять мелкие повреждения и регулировать элементы сопряжений; следить за отсутствием течи в плавучих опорах, паромах и буксирах, а при ее появлении откачивать воду и принимать меры по ликвидации течи, проветривать в сухую погоду внутренние помещения паромов и плавучих опор; вести ежедневные наблюдения за якорными закреплениями плавучих опор, креплениями канатов паромных переправ, подтягивать канаты якорей и т.д.; проводить ремонт и замену отдельных поврежденных и изношенных элементов конструкций, которые не требуют прекращения работы переправы и привлечения специализированных организаций; регулировать высотное положение причалов; производить при необходимости подкраску отдельных элементов и надводной части плавсредств.

1.13. При ремонте (среднем и капитальном) паромных переправ и наплавных мостов выполняются работы, требующие прекращения эксплуатации переправы в целом или ремонтируемых технических средств в составе переправы, использования стационарного специального оборудования или привлечения для выполнения работ специализированных предприятий и организаций. К таким работам относятся: сложный ремонт главных двигателей буксирных катеров и теплоходов, а также самоходных паромов; ремонт, замена и усиление обшивки и элементов набора корпуса плавсредств переправ; окраска конструкций и плавсредств, антисептирование деревянных конструкций и элементов; усиление и замена конструкций пролетных строений, переходных пролетов и аппарелей, причалов и их элементов и т.д.

2. ТИПЫ И КОНСТРУКЦИИ НАПЛАВНЫХ МОСТОВ И ПАРОМНЫХ ПЕРЕПРАВ.
ВЫБОР И НАЗНАЧЕНИЕ СОСТАВА ПЕРЕПРАВЫ



2.1. В состав паромной переправы (рис.1) входят: перевозной паром 2 (самоходный или несамоходный), буксир 3 (для несамоходного парома), одна или несколько пар пристаней 1, подходы к переправе 4, а также места зимнего отстоя (хранения) плавсредств. При устройстве нескольких ниток переправы указанный состав обязателен для каждой из них.

2.2. Возможно применение различных схем организации паромных переправ. На канатных переправах (рис.2) движение парома осуществляется по тросу, натянутому поперек реки. Перемещение парома по тросу может осуществляться вручную (рис.2, а), с помощью лебедок при фиксированном прикреплении парома к тросу (рис.2, б), буксировкой катером под бортом (рис.2, в), с использованием силы течения реки (паром-самолет) (рис.2, г). Возможно применение парома-самолета при продольном расположении троса (рис.2, д), низовой конец которого закреплен на пароме, а верховой - на якоре на расстоянии 1,5-2 ширины реки вверх по течению. На бесканатных переправах используются самоходные или несамоходные буксируемые (толкаемые) паромы. Схемы движения самоходных и несамоходных буксируемых паромов зависят от способа погрузки-выгрузки автомобилей (рис.3, 4) и местных условий.

Рис.1. Основные части паромной автодорожной переправы:

1 - пристань; 2 - перевозной паром; 3 - толкающий буксир; 4 - подход к переправе


Рис.2. Схемы канатных паромных переправ:   

1 - причал;

2 - паром; 3 - трос (канат); 4 - лебедки; 5 - блок; 6 - якорь; 7 - лодки (поплавки);
5 - буксирный катер


Рис.3. Схемы движения самоходных паромов:     

а - "восьмеркой" с погрузкой-выгрузкой через оба борта; б - "семеркой" с погрузкой-выгрузкой через оба борта;
в - по кругу с погрузкой-выгрузкой через один борт; г - "семеркой" с погрузкой-выгрузкой через носовую оконечность парома;
 д - по z-образной траектории с продольной погрузкой-выгрузкой через обе оконечности парома


     

Рис.4. Схемы движения несамоходных буксируемых (толкаемых) паромов:     

а - '"восьмеркой" с погрузкой-выгрузкой через оба борта; б - "семеркой" с погрузкой-выгрузкой через оба борта;
в - по кругу с погрузкой-выгрузкой через один борт; г - "семеркой" с погрузкой-выгрузкой через носовую оконечность парома;
д - по прямой с продольной погрузкой-выгрузкой через обе оконечности парома и расположением буксира под бортом



2.3. Назначение схемы организации паромной переправы определяется местными условиями и имеющимися техническими средствами. При этом следует учитывать следующее.

Канатные переправы (см. рис.2) при расположении троса над водой в натянутом состоянии и паромы-самолеты с продольным расположением троса не должны применяться на судоходных путях и не рекомендуется применять на реках шириной свыше 100 м. На судоходных путях и на реках шириной свыше 100 м трос должен иметь провис в воду, обеспечивающий требуемую глубину судового хода, или быть опущен на дно реки, а на несудоходных путях натянутый трос должен находиться на такой высоте над водой, чтобы не препятствовать проходу плавсредств, эксплуатируемых (используемых) на этом водном пути. Применение канатных переправ на реках шириной свыше 400-600 м нецелесообразно.

Применение паромов на ручной тяге не рекомендуется. Как исключение, применение паромов на ручной тяге может быть допущено при малой грузоподъемности паромов (до 30 т), низкой интенсивности движения на переправе (не более 200 авт./сут) и ширине реки до 100 м.

Предпочтение следует отдавать способу перемещения парома по тросу буксирным катером, расположенным под бортом парома снизу по течению (см. рис.2, в).

Применение паромов-самолетов (см. рис.2, г и д) при скоростях течения воды свыше 1 м/с возможно в течение всего периода работы паромной переправы.

Самоходные и несамоходные буксируемые (толкаемые) паромы (см. рис.3, 4) рекомендуется применять на реках шириной свыше 100 м и при достаточных глубинах воды в течение всего периода работы переправы.

2.4. В качестве перевозных паромов могут применяться:

самоходные и несамоходные паромы серийного заводского изготовления, выпускаемые судостроительными и судоремонтными предприятиями (табл.1);

Таблица 1

Тип парома

Марка или номер проекта

Завод-изготовитель

Класс судна

Мощ- ность двига- теля, кВт/л.с.

Грузо- подъ- ем- ность, т

Пло- щадь грузо- вой палу- бы, м

Способ погрузки- выгрузки

Ско- рость хода, км/ч

Стои- мость, тыс. руб.

Несамо- ходный

ПР-25

-

-

-

25

69,3

Продольный

-

6,6

"

ПР-40

-

-

-

40

108,8

"

-

-

"

21550-90-3

ССРЗ
г. Астрахань

Р

-

60

146,29

"

-

20,7

"

608-К

То же

О

-

80

225,25

"

-

-

Самоходный (баржа- площадка)

СП-40

Жатайский СРЗ

-

66/90

40

72,0

Через носовую аппарель

-

109,0

Самоходный

СП-60

-

-

-

60

180,0

Через борт

-

-

"

Д-057

Чистопольский ССРЗ, Островская
ремонтно- эксплуатационная база

Р

66/90

60

204,0

"      носовые аппарели

12,0

93,0

"

Р-144

Волгоградский ССРЗ

О

2 х (287/390)

120

420,0

Через борт

21,6

813,0

Самоходный (теплоход- площадка)

СП-414

Жигаловская судоверфь

Р

165/225

600

530,0

То же, с аппарелями

18,5

-

Самоходный

СП-1000

Жатайский СРЗ

Р

300/408

1000

675,0

Продольный с аппарелями

19,5

-

переоборудованные речные суда - бункерные баржи, баржи-площадки и т.п., обустройство которых должно обеспечивать безопасную погрузку, выгрузку, маневрирование на грузовой палубе и перевозку автомобилей. Применение списанных судов запрещается;

паромы, собранные на базе понтонов и имущества парков разборных наплавных мостов, унифицированных конструкций по проекту N 817, строительных понтонов (табл.2), а также паромы из имущества разборных мостов-лент;

     
Таблица 2

  

Размеры понтона, м


Масса

Грузоподъ- емность


Тип обвода

Тип понтона

Вид понтона

Длина

Ширина

Высота
по борту

понтона, т

наибольшая
в составе парома, т

крайнего понтона

НЖМ-56

Кормовой

9,0

2,6

1,35

4,0

12,0

Транец


Средний

9,0

2,6

1,35

3,7

12,0

-


Носовой

9,0

2,6

1,35

4,0

12,0

Санообразный

КС

-

7,2

3,6

1,8

7,0

26,0

Транец

КС-У

-

7,2

3,6

1,8

7,2

26,0

"

КС-З

-

7,2

3,6

1,8

5,9

27,0

"

ТМП

Средний

4,94

2,4

1,05

1,04

8,9

Транец


Носовой

5,97

2,4

1,05

1,13

8,75

Санообразный

ТПП

Средний

4,94

2,4

1,15

1,0

8,0

Транец


Носовой

5,97

2,4

1,15

1,05

8,0

Санообразный

ЛПП

Средний

4,37

2,2

0,92

0,57

6,5

Транец


Носовой

5,1

2,2

0,92

0,61

6,5

Санообразный


Проект

Средний

6,42

3,19

1,56

5,27

12,0

Транец

N 817

Крайний

6,24

3,16

1,65

4,04

10,6

Санообразный


Понтон- аппарель

6,26

3,14

1,54

4,11

10,5

-

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».