Статус документа
Статус документа

  

ВСН 14-95

ВЕДОМСТВЕННЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ

ИНСТРУКЦИЯ
ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ ДОРОЖНЫХ АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ ПОКРЫТИЙ

     
Дата введения 1996-01-01


ВНЕСЕНЫ научно-исследовательским институтом московского строительства (НИИМосстрой)

УТВЕРЖДЕНЫ Научно-техническим управлением Департамента строительства от 09.11.1995



Инструкция по строительству дорожных асфальтобетонных покрытий разработана к.т.н. В.М.Гольдиным, д.т.н. В.Н.Кононовым (руководитель разработки), М.И.Клейманом, Т.А.Якимчиковой при участии Ю.И.Столярова, к.т.н. В.Д.Фельдмана (Мосстройлицензия).

Инструкция обобщает накопленный за период с 1982 по 1995 гг. опыт строительства и эксплуатации городских дорожных одежд с асфальтобетонными покрытиями.

Инструкция составлена с учетом новых строительных норм на проектирование дорожных одежд с асфальтобетонным покрытием и технические условия на литые асфальтобетонные смеси и смеси асфальтобетонные для монолитных дорожных конструкций, разработанных НИИМосстроем, Мосинжпроектом в период 1992-1995 гг., а также рекомендаций Мосстройлицензии, направленных на повышение роли и ответственности строителей за качество выполняемых работ.

Инструкция согласована с институтом Мосинжпроект, ОАО Мосинжстрой, ассоциацией "Асфальтинжстрой".


1.0. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ И НОРМЫ  


Определение и требования, предъявляемые к асфальтобетону  



1.1. Асфальтовый бетон (асфальтобетон) - искусственный строительный конгломерат, образующийся в результате достижения определенной плотности асфальтобетонной смесью, уложенной в конструкцию. Смесь приготовляют смешением в смесительных установках в нагретом состоянии минеральных материалов различной крупности и нефтяного дорожного битума в рационально подобранных соотношениях. В необходимых случаях в смесь вводят добавки ПАВ, полимеров, отсевов дробления (фрезерования) асфальтобетона, резины, серы и прочее [1-7].

1.2. Асфальтобетон - материал, способный в дорожных одеждах работать самостоятельно, выполняя роль основного (несущего) слоя конструкции при воздействии нагрузок динамического и температурного характера [8-11]. При положительных температурах асфальтобетон - вязко-пластичный материал, при 0 °С - упруго-жесткий с выраженным упругим последействием и высокими численными значениями модуля упругости и предела прочности на растяжение при изгибе. При 0 °С и ниже деформации до момента появления трещин и разрушения в подавляющей части являются упругими, а остаточная деформация, вслед за которой по достижении материалом предела прочности происходит хрупкое его разрушение, составляет около 1%.

Основные расчетно-экспериментальные зависимости при оптимальных структурах асфальтобетона представлены в приложении [1], а технические требования к материалу - в приложениях [2-6].

Типы конструкций дорожных одежд с асфальтобетонными покрытиями,
область и условия их применения  



1.3. Конструкции дорожной одежды с асфальтобетонным покрытием определяются проектом в зависимости от категории улиц и дорог. Разработка проекта осуществляется с учетом альбома типовых конструкций для г. Москвы и действующих СНиП [12-17].

1.4. Дорожная одежда и земляное полотно составляют дорожную конструкцию. Она образуется в результате устраиваемых друг за другом снизу вверх отдельных слоев, выполняющих различные функции и соответственно отличающиеся друг от друга по виду и качеству применяемых в них материалов.

Покрытие - упругая монолитная плита, непосредственно воспринимающая вертикальные и касательные усилия от колес автомобильного транспорта и подвергающаяся воздействию атмосферных факторов. Покрытие состоит из слоя износа и нижнего (основного) слоя.

Основание - часть дорожной одежды, обеспечивающая вместе с покрытием передачу вертикальных усилий на грунт земляного полотна. Оно состоит, как правило, из двух слоев, причем верхний слой, непосредственно подстилающий покрытие, устраивают из более прочных материалов.

Дорожную одежду укладывают на уплотненное и спланированное земляное полотно.

Принципиальные схемы конструкций дорожных одежд с асфальтобетонным покрытием представлены на рис.1.


Рис.1. Принципиальные схемы конструкций дорожных одежд с асфальтобетонным покрытием.

Покрытие: слой износа (асфальтобетонная смесь мелкозернистая, песчаная) - 1;
основной (нижний) слой (асфальтобетонная смесь крупно- и мелкозернистая, песчаная) - 2.
Основание (искусственное) верхний слой -  укатываемая бетонная смесь марки не более 100 - 3,
то же свыше 200 - 4, щебеночные уплотняемые смеси (технологический слой) - 5, 6;
нижний (подстилающий) песчаный слой - 7.

1.5. Конструкции I и II состоят из монолитной асфальтобетонной плиты (основной слой), укладываемой на технологический щебеночный слой или непосредственно на грунт земляного полотна. Щебеночный слой укладывается по песчаному подстилающему слою. Сверху такая конструкция замыкается слоем износа из асфальтового бетона. Расчет таких конструкций производится по методу, изложенному в ВСН 5-92 "Инструкция по расчету и конструированию дорожных одежд с монолитными асфальтобетонными покрытиями" [18].

1.6. Конструкции III и IV состоят из двух или трехслойного асфальтобетонного покрытия, устраиваемого по основанию из укатываемых бетонных смесей марок от 50 до 300. Бетонное основание укладывается по технологическому слою из щебеночных материалов [19] или из материалов, укрепленных неорганическими вяжущими. Технологический слой укладывается на песчаный подстилающий слой.

1.7. Марку, тип и вид асфальтового бетона рекомендуется принимать в соответствии с табл.1 в зависимости от категории улиц и дорог и от назначения конструктивных слоев.

В асфальтобетонном покрытии на мостах и эстакадах для нижнего слоя применяют только плотный мелкозернистый асфальтобетон типа Б и В. Для верхнего слоя в смесях типа Б используется дробленый песок.

Основание (искусственное)  



1.8. Нижний (подстилающий) слой - часть искусственного основания дорожной одежды, задачей которого является отвод всей свободной воды, поступающей в основания в расчетный период, и временное размещение ее в порах дренирующего слоя до начала работы водоотводящих устройств.

Таблица 1

Рекомендуемая область применения асфальтобетонных смесей с учетом
принятой классификации улично-дорожной сети г. Москвы

Асфальтобетон (марка, тип) конструктивного слоя

слой износа (верхний слой)

основной (нижний) слой

N п.п.

Категории
улиц

ГОСТ
(марка)


Технические условия (тип)

ГОСТ (марка) I

I

II

III

деко- ратив- ный

литой

крупнозерн. плотный

пес-
чаный

с добав. дроблен. асфальт.

крупно-
зернис- тый

тип

I

II

IV

III

I

II


I


Магистральные улицы общего- родского значения

1.1

Главные магистрали города

А, Б

-

-

+

-

-

-

+

+

+

-

-

-

1.2

Боковые проезды главных магистралей

А, Б

-

-

-

+

+

-

+

+

+

-

-

-

1.3

Местные проезды главных магистралей

Б, В, Г

Д

ПД

-

+

+

-

+

+

+

ПД

+

+

1.4

Городские магистрали

А, Б

-

-

+

+

+

-

+

+

+

-

-

-

1.5

Боковые проезды городских магистралей

Б, В, Г

Д

ПД

-

-

-

-

+

+

+

ПД

+

-

1.6

Местные проезды городских магистралей

Б, В

-

-

-

-

-

+

-

+

+

-

+

+

II

Магистральные улицы районного значения

2.1

Основные районные улицы

Б, В

-

-

+

+

+

-

+

+

+

-

-

-

2.2

Внутри- районные улицы

Б, Г

Д

ПД

-

-

+

-

+

+

+

ПД

+

+

III

Улицы и дороги местного значения

3.1-
3.4

Жилые улицы, местные дороги, грузового значения, подъезды к объектам, проезды

Г

Д

ПД

-

-

+

+

-

+

+

ПД

+

+

3.5

Пешеходные улицы

Б

-

-

-

-

+

+

-

+

+

-

+

+

IV

Площади

4.1

Транспортные

4.1.1 Главные

А, Б

-

-

+

-

-

-

+

+

+

-

+

-

4.1.2 Городские

А, Б

-

-

+

-

-

-

+

+

+

-

+

-

4.1.3 Районные

Б, В

-

-

-

-

+

-

+

+

+

-

+

-

4.1.4 Местные

Г

Д

ПД

-

-

-

+

-

+

+

ПД

+

+

4.2

Пешеходные

Б, В

Д

ПД

-

-

-

+

-

+

+

ПД

+

+

V

Внутриквар- тальные территории

Б, В

Д

ПД

-

-

+

+

+

+

+

ПД

+

+

1.9. До начала работ по устройству нижнего (подстилающего) слоя должны быть выполнены все работы, предусмотренные проектом:

прокладка подземных коммуникаций, устройство дренажа с засыпками и устройство закрытой водосточной сети и дренажа, вынос, усиление и ремонт существующих подземных коммуникаций, засыпка песчаным грунтом и уплотнение траншей и котлованов, планировка и уплотнение корыта земляного полотна.

1.10. Для устройства нижнего (подстилающего) слоя используются пески, удовлетворяющие требованиям ГОСТ 8736-85 с коэффициентом фильтрации не менее В/2 м/сутки, где В - ширина проезжей части, м. При "чистых" песчаных грунтах земляного полотна с коэффициентом фильтрации более 3 м/сутки подстилающий слой не устраивается.

1.11. Уплотнение нижнего (подстилающего) слоя следует производить при влажности песка близкой к оптимальной (Wопт), но не более 1,3Wопт, коэффициент уплотнения подстилающего слоя должен быть не менее 0,98 [13].

1.12. Верхний (технологический) слой - часть искусственного основания устраивается по подстилающему слою при механизированном распределении асфальтобетонных или бетонных смесей для обеспечения движения и маневрирования асфальтоукладчиков и транспорта, подвозящего строительные материалы. Толщина технологического слоя принимается в пределах от 0,12 до 0,18 м.

1.13. Для устройства верхнего (технологического) слоя применяются: фракционированный щебень, щебеночные, гравийно-песчаные материалы, обработанные и не обработанные органическими вяжущими. В конструкциях с использованием бетонных смесей для устройства верхнего (технологического) слоя применяются песчано-цементные смеси.

Рекомендуемый гранулометрический состав щебеночной и гравийно-песчаной смеси приведен в табл.2.

Таблица 2

Рекомендуемый зерновой (гранулометрический) состав минеральной части
смесей для устройства верхнего (технологического) слоя основания

Вид смеси

Содержание в % зерен минерального материала мельче, мм

  

40

20

10

5

0,63

0,071


Щебеночная


95-100


40-70


25-45


20-35


5-15


2-5

Гравийно-

90-100

65-85

-

35-50

8-20

2-6

песчаная

95-100

95-100

60-75

40-56

9-21

2-6

1.14. Укладка щебеночной или гравийно-песчаной смеси производится сразу после доставки их на объект. Для исключения расслаивания щебеночной смеси при транспортировании она должна иметь влажность 4-6% по массе. При использовании гравийно-песчаной смеси в ее составе должно быть порядка 2-4% по массе пылеватых и глинистых частиц.

1.15. При применении фракционированного щебня нижний (технологический) слой устраивается по принципу щебеночного основания. В этом случае следует применять щебень из осадочных горных пород следующих фракций: 40-70, 10-20 (25) и 0-10 (15) мм. Марка щебня по дробимости при сжатии (раздавливании) в цилиндре должна быть не ниже 600, а по износу (истиранию) в полочном барабане И-III.

1.16. Для устройства верхнего слоя основания применяются укатываемые малощебенистые бетоны, изготовляемые в соответствии с рекомендациями ВСН 16-95, и бетонные смеси по ГОСТ 26633-91.

2.0. ПРАВИЛА ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ  


Общие положения  



2.1. Покрытия из асфальтобетонной смеси устраивают в сухую погоду: весной при температуре окружающего воздуха не ниже плюс 5 °С и основание не должно быть промерзшим, осенью - не ниже плюс 10 °С и основание не должно быть влажным. При температурах воздуха ниже указанных работы осуществляются с соблюдением требований, изложенных в п.п.2.59-2.61 настоящей "Инструкции".

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».