Статус документа
Статус документа


РД 06-212-98

РУКОВОДЯЩИЕ ДОКУМЕНТЫ ГОСГОРТЕХНАДЗОРА РОССИИ



МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по организации и осуществлению государственного горного надзора
за состоянием технической безопасности на предприятиях и
объектах горнорудной и нерудной промышленности,
подконтрольных Госгортехнадзору России,
и проверке работы отделов по надзору территориальных органов
Госгортехнадзора России по указанному виду надзора



Дата введения 1998-07-01

РАЗРАБОТАНЫ И ВНЕСЕНЫ Управлением по надзору в горнорудной промышленности

УТВЕРЖДЕНЫ приказом Госгортехнадзора России N 128 от 17.06.98


Методические указания разработаны на основе Положения о Федеральном горном и промышленном надзоре России*, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18.02.93 г. N 234, анализа накопленного опыта работы органов госгортехнадзора и направлены на обеспечение единого порядка в планировании и организации контрольной работы, проведения обследований и оформления их результатов, учета и проверки работы инспекторов, отделов управлений округов и территориальных управлений Госгортехнадзора России, осуществляющих надзор за состоянием промышленной безопасности на предприятиях горнорудной и нерудной промышленности.

__________________

* Здесь и далее - на основании пункта 15 Указа Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года N 314, изменившего систему и структуру федеральных органов исполнительной власти, Федеральный горный и промышленный надзор России с 11 марта 2004 года преобразован в Федеральную службу по технологическому надзору. Его функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности переданы Министерству промышленности и энергетики Российской Федерации. Действует Положение о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года N 401. -  Примечание "КОДЕКС".

В соответствии с Положением о Госгортехнадзоре России, вся деятельность органов госгортехнадзора при решении вопросов, отнесенных к их компетенции, должна быть направлена на выявление и предупреждение причин и условий возникновения аварий и производственного травматизма, совершенствование государственного надзора за выполнением требований по безопасному ведению работ, соблюдение установленного порядка при пользовании и охране недр, сохранность взрывчатых материалов и правильность их использования, обеспечение норм промышленной безопасности при проектировании и строительстве предприятий и объектов, создание безопасного горного оборудования, разработку и осуществление профилактических мероприятий по этим вопросам.

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ


Государственный горный надзор осуществляется на действующих, строящихся и реконструируемых предприятиях горнорудной и нерудной промышленности, рассолопромыслах, солепромыслах, приисках, объектах подземного транспортного строительства, спецуправлениях и спецучастках по строительству гидротехнических и специальных сооружений, обогатительных и окомковательных, агломерационных, дробильно-сортировочных, золотоизвлекательных фабриках, на заводах-изготовителях горно-шахтного оборудования повышенной опасности, независимо от их ведомственной принадлежности, организационно-правовых форм и форм собственности, с целью выявления и ликвидации нарушений требований правил, норм и инструкций по промышленной безопасности и отступлений от проектов, которые могут явиться причинами нанесения ущерба здоровью людей или аварий.

В соответствии с Положением о Федеральном горном и промышленном надзоре России, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 18.02.93 N 234 и Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" N 116-ФЗ, в области государственного надзора за горными производствами и работами обеспечивается контроль по следующим объектам и видам работ:

- подземные, открытые и специальные горные работы (по полному технологическому циклу);

- вспомогательные работы на указанных предприятиях (кроме жилищно-коммунальных и сельскохозяйственных):

- технологические автомобильные и железные дороги в пределах земельного отвода горного предприятия;

- технологический транспорт, используемый на предприятиях и объектах;

- геологоразведочные работы, выполняемые силами предприятий и организаций;

- соблюдение правил транспортировки, хранения и использования взрывчатых материалов для взрывных работ;

- пункты по изготовлению простейших и подготовке промышленных взрывчатых веществ на предприятиях их использующих;

- заводы-изготовители и ремонтные предприятия, производящие горно-шахтное оборудование повышенной опасности, а также поставляющие оборудование, приборы, машины и механизмы, используемые при взрывных работах и применяемые для изготовления простейших взрывчатых веществ;

- производственно-технологический комплекс поверхностных зданий, сооружений и объектов, находящихся на балансе предприятий;

- породные отвалы, хвосто- и шламохранилища, склады полезных ископаемых, другие склады и объекты, входящие в технологический комплекс предприятия;

- ремонтные и наладочные работы, выполняемые подрядным способом;

- специализированные организации по монтажу и наладке горно-шахтного оборудования, приборов контроля и противоаварийной защиты и по выполнению других специальных работ на указанных предприятиях;

- заводы-изготовители и ремонтные предприятия, поставляющие аппаратуру и приборы безопасности в части соответствия продукции требованиям промышленной безопасности;

- заводы-изготовители, поставляющие запасные части к оборудованию, механизмам, аппаратуре, используемых в технологическом процессе на горных объектах;

- отработанные горные выработки и естественные подземные полости, используемые для размещения в них промышленных объектов, в части безопасности их эксплуатации;

- специально созданные подземные сооружения, предназначенные для хозяйственных целей;

- военизированные горноспасательные подразделения, обслуживающие подземные рудники и другие сооружения и объекты, в части их технического оснащения и готовности к ликвидации возможных аварий;

- научно-исследовательские институты и лаборатории, использующие взрывчатые материалы в научно-исследовательских, учебных, экспериментальных и других аналогичных целях, в части соблюдения правил хранения и учета взрывчатых материалов.

- научно-исследовательские, проектные институты, научные центры, выполняющие исследовательские и проектные работы для горнорудных организаций (предприятий), испытательные сертификационные центры, осуществляющие испытания оборудования и приборов;

- подготовка специалистов по руководству горными и взрывными работами в ВУЗах и техникумах, а также подготовка рабочих кадров для опасных промышленных производств и объектов.

Нормативно-правовой основой контрольно-профилактической работы органов Госгортехнадзора России являются законы Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, постановления, распоряжения и решения Правительства Российской Федерации, постановления Госгортехнадзора России, правила, нормы, инструкции, утвержденные Госгортехнадзором России.

Непосредственный надзор за организацией безопасного ведения работ, рациональным использованием месторождений полезных ископаемых, сохранностью взрывчатых материалов и правильным их использованием осуществляется государственными инспекторами, работа которых направляется отделом по надзору управления округа, управлением округа, территориальным управлением, Госгортехнадзором России.

Для повышения роли и ответственности инспекторского состава, а также более полного знания состояния промышленной безопасности и горного хозяйства, специфических условий отработки месторождения, более квалифицированного решения технических вопросов и улучшения совместной работы с организациями и предприятиями, каждый инспектор закрепляется за определенным (или группой) подконтрольным предприятием. При этом государственный горнотехнический инспектор должен уходить от постоянной мелочной опеки подконтрольных объектов; больше внимания уделять принципиальным вопросам, от которых зависят безопасные условия выполнения работ, в первую очередь, на организацию инженерного обеспечения, уровень и действенность ведомственного контроля, соответствие принимаемых технических решений нормам, требованиям промышленной безопасности. Особое внимание должно уделяться дополнительным мерам промышленной безопасности при разработке месторождений в сложных и специфических условиях, устранению недостатков в применяемом оборудовании и технологиях.

Для решения поставленных перед органами Госгортехнадзора задач инспекторский состав обязан:

- осуществлять контроль за выполнением законов Российской Федерации, Указов Президента Российской Федерации и правовых актов Правительства Российской Федерации, приказов, постановлений и указаний Госгортехнадзора России, правил, норм и инструкций по безопасному ведению работ на подконтрольных предприятиях, в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и ведомственной принадлежности объектов, своевременно принимать меры по устранению выявленных отступлений от требований этих документов;

- принимать активное участие в разработке мероприятий по дальнейшему улучшению состояния промышленной безопасности на подконтрольных предприятиях и добиваться их выполнения;

- предъявлять к руководителям и специалистам подконтрольных организаций (предприятий) требования, направленные на улучшение инженерного обеспечения, профилактической работы по промышленной безопасности и повышение их персональной ответственности за обеспечение безопасных условий выполнения работ на предприятии, а также на решение технических вопросов, способствующих улучшению промышленной безопасности;

- принимать участие в контроле за разработкой проектной и другой технической документации на предмет соответствия ее нормам и правилам;

- участвовать в опытно-промышленных испытаниях нового оборудования, а также взрывчатых материалов и приборов взрывного дела;

- взаимодействовать с другими органами по вопросам обеспечения технической безопасности (инспекторами и работниками Рострудинспекции, ФСБ, МВД, (прокуратуры и т.д.).

2. ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ


Контрольно-профилактическая работа инспекторского состава, отдела управления округа, региональных горнотехнических инспекций, проектно-конструкторских отделов, управлений округов и территориальных управлений должна осуществляться по годовым и квартальный планам. В планах должны указываться: содержание каждой работы (темы), документ по результатам проведенных работ (предписание, справка Госгортехнадзору России, управлению округа, письма в соответствующие органы управления и т.д.), сроки выполнения (в годовых - по кварталам, в квартальных - по месяцам), исполнители и лица, ответственные за осуществление запланированных работ.     

2.1. Планирование работы управлений округов, территориальных управлений, региональных горнотехнических инспекций по отрасли:     

В годовые планы работы управлений округов, территориальных управлений и региональных горнотехнических инспекций должны включаться:

- темы, предусмотренные планом работы Госгортехнадзора России по горнорудной и нерудной промышленности;

- темы по проверке выполнения нормативно-правовых актов Правительства Российской Федерации, приказов и постановлений Госгортехнадзора России, касающихся деятельности управления округа или подконтрольных предприятий горнорудной и нерудной промышленности;

- темы по вопросам осуществления надзора в горнорудной и нерудной промышленности, которые будут выполняться с участием руководителей или специалистов аппарата управления округа, а также работы, по которым предусмотрено обобщение материалов (не следует включать целиком план работы горнорудного или нерудного, взрывного отделов в план работы управления округа, региональной горнотехнической инспекции);

- проведение комплексных обследований состояния промышленной безопасности, использования и охраны недр на предприятиях, которые будут возглавляться руководящими работниками управления округа;

- анализ причин производственного травматизма и аварийности за полугодие, год и разработка мероприятий по их предупреждению;

- анализ состояния хранения, учета и использования взрывчатых материалов и разработка мероприятий по совершенствованию взрывного дела и обеспечению сохранности ВМ;

- темы, вытекающие из анализа причин травматизма, аварийности нарушений требований правил промышленной безопасности на подконтрольных предприятиях. Такие темы могут предусматриваться как по отдельным предприятиям, так и по отраслям в целом;

- рассмотрение и согласование планов развития горных работ;

- анализ соответствия проектов требованиям правил промышленной безопасности;

- проверка работы отдела по надзору управления округа, возглавляемая руководящими работниками управления округа, территориального управления;

- составление отчетов за полугодие и год;

- рассмотрение материалов и выдача лицензий на деятельность горных предприятий, на приобретение ВМ, изготовление ВВ, производство взрывных работ, а также по другим вопросам взрывного дела, предусмотренным Положением о Госгортехнадзоре России;

- проведение заседаний Советов управления округа, территориального управления, региональной горнотехнической инспекции может быть отдельным разделом плана;

- проверку выполнения условий лицензий, выданных управлениями округов, территориальными управлениями, региональными горнотехническими инспекциями и Госгортехнадзором России;

- проверка предписаний, выданных работниками управления округа, территориального управления, региональными горнотехническими инспекциями или Госгортехнадзора России (как правило, проверка предписаний должна осуществляться во время проведения плановых обследований).

При составлении планов работы управлений округов, территориальных управлений, региональных горнотехнических инспекций не следует включать большое количество тем, требующих от отдела по надзору управления округа и инспекторов обобщения материала (в квартал не более 1-2 тем).     

2.2. Планирование работы отдела по надзору управления округа, территориального управления, региональной горнотехнической инспекции.     

Планы работы отдела по надзору управления округа должны составляться на год и квартал за 10 дней до начала планируемого периода.

Годовые планы утверждаются руководством управления округа, территориального управления, региональной горнотехнической инспекции, квартальные - начальником отдела по надзору управления округа. Для наглядности в отделах по надзору управления округа должны составляться также и годовые графики проведения комплексных обследований подконтрольных организаций (приложение N 2).

В годовые планы работы отдела по надзору управления округа должны включаться:

- темы, предусмотренные планом работы управления округа, территориального управления, касающиеся данного отдела управления округа;

- проверки выполнения приказов и других решений управления округа, территориального управления;

- анализ причин травматизма и аварийности на подконтрольных предприятиях и разработка мероприятий по их предупреждению;

- анализ состояния учета, хранения, безопасности изготовления простейших гранулированных и водосодержащих ВВ и использования взрывчатых материалов, и разработка мероприятий по совершенствованию взрывного дела;

- комплексные обследования объектов, в т.ч. проводимые силами отдела по надзору управления округа, (каждое предприятие (организация), как правило, должно подвергаться комплексному обследованию 1 раз в год);

В тех случаях, когда комплексными обследованиями, исходя из наличия инспекторов, разбросанности предприятий и др. факторов охватить все подконтрольные организации в течение года не представляется возможным, отделом по надзору управления округа должен быть составлен график таких обследований на период 2-3 года с разбивкой по годам;

целевые обследования, вытекающие из анализа причин травматизма, аварийности и состояния промышленной безопасности на всех или части подконтрольных предприятий. Однако число таких проверок должно быть ограничено (в квартал не более 1-2 тем);

- проведение учебных тревог на шахтах и рудниках;

- проверка состояния и готовности поднадзорных подразделений ВГСЧ к ликвидации возможных аварий;

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».