Статус документа
Статус документа


ПОСОБИЕ К МГСН 2.04-97

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЗАЩИТЫ ОТ ТРАНСПОРТНОГО ШУМА И ВИБРАЦИЙ ЖИЛЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ


ПРЕДИСЛОВИЕ

1. РАЗРАБОТАНО Научно-исследовательским институтом строительной физики (НИИСФ) Российской академии архитектуры и строительных наук (докт. техн. наук Осипов Г.Л., канд. техн. наук Климухин А.А.) и Московским научно-исследовательским и проектным институтом типологии, экспериментального проектирования (МНИИТЭП) (инж. Лалаев Э.М., Федоров Н.Н., канд. техн. наук Прохода А.С.).

2. ПОДГОТОВЛЕНО к утверждению и изданию Управлением перспективного проектирования и нормативов Москомархитектуры (инж. Щипанов Ю.Б., Шевяков И.Ю.).

3. УТВЕРЖДЕНО указанием Москомархитектуры от 24.08.99 N 35.

ВВЕДЕНИЕ



Настоящее "Пособие" разработано в развитие МГСН 2.04-97 "Допустимые уровни шума, вибрации и требования к звукоизоляции в жилых и общественных зданиях". Оно дополняет и уточняет ряд положений, содержащихся в главе СНиП II-12-77 "Защита от шума" (М., Стройиздат, 1978) и Справочнике проектировщика "Защита от шума в градостроительстве" (М., Стройиздат, 1993). Пособие содержит методы расчета ожидаемых уровней шума автомобильного транспорта, трамваев и железнодорожных поездов, рекомендации по выбору конструкций окон, а также примеры расчета.

Следует обратить внимание на то, что в связи с введением в МГСН 2.04-97 новой системы оценки звукоизоляции наружных ограждающих конструкций, соответствующей стандарту 717 Международной организации по стандартизации (ИСО), произошло изменение численных значений величин звукоизоляции наружных ограждений, выраженных в дБА, по сравнению с приведенными в справочнике проектировщика 1993 г. Причина этого в том, что эталонный спектр шума автотранспорта в стандарте 717 ИСО отличается от ранее принятого в Справочнике проектировщика более высокочастотным характером. Это соответствует значительно большей доле легкового автотранспорта в потоке. Натурными исследованиями шума транспортных потоков на улицах Москвы подтверждено, что это соответствует современной ситуации в Москве вследствие значительного увеличения количества легковых автомашин в городе.

Переход на новый эталонный спектр шума автотранспорта привел к увеличению значений звукоизоляции (по МГСН 2.04-97) на 2-3 дБА по сравнению с (по справочнику 1993 г.), в результате чего отпала необходимость в дополнительной характеристике звукоизоляции специально для шума рельсового транспорта.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ



1.1. Настоящее Пособие предназначено для использования при выборе строительно-акустических мероприятий по защите от транспортного шума помещений жилых и общественных зданий, располагаемых вблизи магистральных улиц, скоростных автодорог, а также железных дорог на территории городов и других населенных пунктов.

Защита жилых и общественных зданий от транспортного шума осуществляется с помощью градостроительных (рациональное проектирование улично-дорожной сети, зонирование городских территорий), архитектурно-планировочных (специальные шумозащитные здания с ориентацией жилых комнат преимущественно в сторону внутриквартальной территории), организационных (ограничение грузового транспорта на селитебных территориях, ограничение скорости транспортных средств, запрет транзитного транспорта) и конструктивных мероприятий.

Основным средством снижения уровней транспортного шума в зданиях является правильный выбор и соответствующий акустический расчет их наружных ограждающих конструкций (в первую очередь окон), звукоизолирующие свойства которых должны обеспечивать снижение проникающего шума до допустимых уровней, регламентированных МГСН 2.04-97 "Допустимые уровни шума, вибрации и требования к звукоизоляции в жилых и общественных зданиях".

Рекомендации по шумозащите, содержащиеся в Пособии, могут быть использованы не только при проектировании новых зданий, но и при реконструкции или капитальном ремонте существующих зданий.

1.2. Применение наружных ограждающих конструкций (окон) с повышенной звукоизоляцией позволяет использовать здания с обычными архитектурно-планировочными решениями в качестве шумозащитных. В шумозащитных жилых зданиях со специальной архитектурно-планировочной структурой, основанной на ориентации окон жилых комнат преимущественно в сторону внутриквартальной территории, следует предусматривать применение наружных ограждений с повышенной звукоизоляцией в жилых комнатах, окна которых ориентированы в сторону источника шума.

1.3. Шумозащитные здания целесообразно использовать в качестве экранов, защищающих от шума расположенные за ними здания и внутриквартальную территорию. По акустической эффективности здания-экраны превосходят такие средства, как экранирующие сооружения в виде кавальера, экраны-стенки или полосы зеленых насаждений. Это позволяет рационально использовать городскую территорию за счет уменьшения разрывов между магистралями и жилой застройкой.

1.4. Для обеспечения максимального эффекта экранирования шумозащитные здания должны быть достаточно высокими и протяженными и располагаться возможно ближе к источнику шума. Располагать шумозащитные здания относительно магистральных улиц, скоростных дорог, а также относительно железных дорог следует на минимальном расстоянии от красной линии с учетом градостроительных норм и звукоизоляционных характеристик наружных ограждений этих зданий.

Композиционные приемы группировки шумозащитных зданий и их конфигурация должны обеспечивать максимальную защиту от внешнего шума внутриквартальной территории. С этой целью целесообразно устройство боковых объемов, обращенных в сторону внутриквартальной территории. На перекрестках улиц следует размещать шумозащитные здания Г-образной конфигурации в плане.

2. НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗВУКОИЗОЛЯЦИИ
 НАРУЖНЫХ ОГРАЖДАЮЩИХ КОНСТРУКЦИЙ ЗДАНИЙ



2.1. В соответствии с МГСН 2.04-97 нормируемым параметром звукоизоляции наружных ограждений зданий (в первую очередь окон) является звукоизоляция в дБА, представляющая собой изоляцию внешнего шума, производимого потоком городского транспорта, и определяемая на основе эталонного спектра шума транспортного потока с уровнем звука 75 дБА.

,                                                                       (1)



где - скорректированный по кривой частотной коррекции "А" уровень эталонного шума в i-ой третьоктавной полосе частот, дБ, (табл.1);

- изоляция воздушного шума данным наружным ограждением в той же i-ой третьоктавной полосе частот, дБ.

Значения округляются до ближайшей целой величины.

Таблица 1

          
Скорректированные по кривой частотной коррекции "А" уровни эталонного транспортного
шума ( = 75 дБА)

Среднегео-
метрическая частота 1/3-октавной полосы, Гц

100

125

160

200

250

320

400

500

630

800

1000

1250

1600

2000

2500

3200

Скорректи-
рованный уровень звукового давления эталонного спектра, , дБ

55

55

57

59

60

61

62

63

64

66

67

66

65

64

62

60

          

В том случае, когда известны величины изоляции воздушного шума конструкцией только в октавных полосах частот, величина определяется по аналогичной формуле с использованием скорректированных по кривой частотной коррекции "А" уровней звукового давления эталонного спектра шума транспортного потока в октавных полосах частот (табл.2).

Таблица 2


Среднегеометрическая частота октавной полосы, Гц

125

250

500

1000

2000

4000

Скорректированный уровень звукового давления эталонного спектра, , дБ

61

65

68

71

69

63

          

Пример определения величины звукоизоляции окна приведен в приложении 1.

Примечание: В технической литературе встречается характеристика звукоизоляции окон, выраженная индексом в дБ. Для перехода от него к можно пользоваться формулой

, дБА                                                                            (2)

2.2. Требуемое снижение внешнего шума наружным ограждением (окном) здания устанавливается, исходя из ожидаемых уровней звука в дБА у фасада, обращенного в сторону источника транспортного шума, и допустимых уровней звука в помещениях в соответствии с МГСН 2.04-97 (табл.3).

Таблица 3

          
Допустимые уровни проникающего шума





NN пп





Назначение помещений





Время суток





Уровни звукового давления, дБ, в октавных полосах со среднегеометрическими частотами, Гц

Уровни звука и эквивал. уровни звука , дБА

Макси-
мальные уровни , дБА

  

  

  

63

125

250

500

1000

2000

4000

8000

  

  

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

1.

Жилые комнаты квартир:

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

- в домах категории А

7-23 ч.

59

48

40

34

30

27

25

23

35

50

  


23-7 ч.

51

39

31

24

20

17

14

13

25

40

  

- в домах категории Б и В

7-23 ч.

63

52

45

39

35

32

30

28

40

55

  


23-7 ч.

55

44

35

29

25

22

20

18

30

45

2.

Жилые комнаты общежитий

7-23 ч.

67

57

49

44

40

37

35

33

45

60

  


23-7 ч.

59

48

40

34

30

27

25

23

35

50

3.

Номера гостиниц:

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

- категория А

7-23 ч.

59

48

40

34

30

27

25

23

35

50

  


23-7 ч.

51

39

31

24

20

17

14

13

25

40

  

- категория Б

7-23 ч.

63

52

45

39

35

32

30

28

40

55

  


23-7 ч.

55

44

35

29

25

22

20

18

30

45

  

- категория В

7-23 ч.

67

57

49

43

40

37

35

33

45

60

  


23-7 ч.

59

48

40

34

30

27

25

23

35

50

4.

Жилые помещения домов отдыха, пансионатов, домов-интернатов для престарелых и инвалидов, спальные помещения в детских дошкольных учреждениях и школах-интернатах







7-23 ч.







63







52







45







39







35







32







30







28







40







55

  


23-7 ч.

55

44

35

29

25

22

20

18

30

45

5.

Помещения офисов, рабочие помещения, кабинеты в административных зданиях, конструкторских, проектных и научно-исследовательских организациях

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

- категория А

  

67

57

49

43

40

37

35

33

45

60

  

- категории Б и В

  

71

61

54

49

45

42

40

38

50

65

6.

Палаты больниц и санаториев

7-23 ч.

59

48

40

34

30

27

25

23

35

50

  


23-7 ч.

51

39

31

24

20

17

14

13

25

40

7.

Операционные больниц

  

55

44

35

29

25

22

20

18

30

45

8.

Кабинеты врачей медицинских учреждений

  

59

48

40

34

30

27

25

23

35

50

9.

Классные помещения, учебные кабинеты, аудитории учебных заведений, конференц-залы, читальные залы библиотек, зрительные залы клубов, кинотеатров, культовые здания

  

63

52

45

39

35

32

30

28

40

55

10.

Залы кафе, ресторанов, столовых, фойе театров и кинотеатров:

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

- категории А

  

71

61

54

49

45

42

40

38

50

60

  

- категории Б и В

  

75

66

59

54

50

47

45

43

55

65

11.

Торговые залы магазинов, пассажирские залы вокзалов и аэропортов, спортивные залы

  

79

70

63

58

55

52

50

49

60

70

          

Примечания: 1. Допустимые уровни транспортного шума в помещениях (п.п.1-3, 5, 6, 8-11), окна которых выходят на улицы и дороги, могут быть приняты на 5 дБ (дБА) выше значений, указанных в табл.3, т.е. с поправкой +5 дБ (дБА).

2. Допустимые уровни внешнего транспортного шума устанавливаются при условии обеспечения нормативного воздухообмена в помещениях. В случае отсутствия системы кондиционирования воздуха или системы принудительной приточно-вытяжной вентиляции - при открытых форточках, фрамугах или иных устройствах, обеспечивающих приток воздуха.

3. Табл.3 отличается от табл.1 MГCH 2.04-97 отсутствием примечаний 3 и 4, т.к. они не относятся к транспортному шуму.


Шум у фасада здания (в расчетных точках на расстоянии 2 м от него), создаваемый потоком средств автомобильного транспорта, следует оценивать по величине эквивалентного уровня звука в дБА, определенного как для дневного, так и для ночного периода суток. Если невозможно получить сведения о характеристиках автомобильного потока в ночное время, допускается назначать требуемую звукоизоляцию наружного ограждения из условий дневного времени.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs