ПОСОБИЕ К МГСН 2.04-97
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЗАЩИТЫ ОТ ТРАНСПОРТНОГО ШУМА И ВИБРАЦИЙ ЖИЛЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ
ПРЕДИСЛОВИЕ
1. РАЗРАБОТАНО Научно-исследовательским институтом строительной физики (НИИСФ) Российской академии архитектуры и строительных наук (докт. техн. наук Осипов Г.Л., канд. техн. наук Климухин А.А.) и Московским научно-исследовательским и проектным институтом типологии, экспериментального проектирования (МНИИТЭП) (инж. Лалаев Э.М., Федоров Н.Н., канд. техн. наук Прохода А.С.).
2. ПОДГОТОВЛЕНО к утверждению и изданию Управлением перспективного проектирования и нормативов Москомархитектуры (инж. Щипанов Ю.Б., Шевяков И.Ю.).
3. УТВЕРЖДЕНО указанием Москомархитектуры от 24.08.99 N 35.
Настоящее "Пособие" разработано в развитие МГСН 2.04-97 "Допустимые уровни шума, вибрации и требования к звукоизоляции в жилых и общественных зданиях". Оно дополняет и уточняет ряд положений, содержащихся в главе СНиП II-12-77 "Защита от шума" (М., Стройиздат, 1978) и Справочнике проектировщика "Защита от шума в градостроительстве" (М., Стройиздат, 1993). Пособие содержит методы расчета ожидаемых уровней шума автомобильного транспорта, трамваев и железнодорожных поездов, рекомендации по выбору конструкций окон, а также примеры расчета.
Следует обратить внимание на то, что в связи с введением в МГСН 2.04-97 новой системы оценки звукоизоляции наружных ограждающих конструкций, соответствующей стандарту 717 Международной организации по стандартизации (ИСО), произошло изменение численных значений величин звукоизоляции наружных ограждений, выраженных в дБА, по сравнению с приведенными в справочнике проектировщика 1993 г. Причина этого в том, что эталонный спектр шума автотранспорта в стандарте 717 ИСО отличается от ранее принятого в Справочнике проектировщика более высокочастотным характером. Это соответствует значительно большей доле легкового автотранспорта в потоке. Натурными исследованиями шума транспортных потоков на улицах Москвы подтверждено, что это соответствует современной ситуации в Москве вследствие значительного увеличения количества легковых автомашин в городе.
Переход на новый эталонный спектр шума автотранспорта привел к увеличению значений звукоизоляции (по МГСН 2.04-97) на 2-3 дБА по сравнению с (по справочнику 1993 г.), в результате чего отпала необходимость в дополнительной характеристике звукоизоляции специально для шума рельсового транспорта.
1.1. Настоящее Пособие предназначено для использования при выборе строительно-акустических мероприятий по защите от транспортного шума помещений жилых и общественных зданий, располагаемых вблизи магистральных улиц, скоростных автодорог, а также железных дорог на территории городов и других населенных пунктов.
Защита жилых и общественных зданий от транспортного шума осуществляется с помощью градостроительных (рациональное проектирование улично-дорожной сети, зонирование городских территорий), архитектурно-планировочных (специальные шумозащитные здания с ориентацией жилых комнат преимущественно в сторону внутриквартальной территории), организационных (ограничение грузового транспорта на селитебных территориях, ограничение скорости транспортных средств, запрет транзитного транспорта) и конструктивных мероприятий.
Основным средством снижения уровней транспортного шума в зданиях является правильный выбор и соответствующий акустический расчет их наружных ограждающих конструкций (в первую очередь окон), звукоизолирующие свойства которых должны обеспечивать снижение проникающего шума до допустимых уровней, регламентированных МГСН 2.04-97 "Допустимые уровни шума, вибрации и требования к звукоизоляции в жилых и общественных зданиях".
Рекомендации по шумозащите, содержащиеся в Пособии, могут быть использованы не только при проектировании новых зданий, но и при реконструкции или капитальном ремонте существующих зданий.
1.2. Применение наружных ограждающих конструкций (окон) с повышенной звукоизоляцией позволяет использовать здания с обычными архитектурно-планировочными решениями в качестве шумозащитных. В шумозащитных жилых зданиях со специальной архитектурно-планировочной структурой, основанной на ориентации окон жилых комнат преимущественно в сторону внутриквартальной территории, следует предусматривать применение наружных ограждений с повышенной звукоизоляцией в жилых комнатах, окна которых ориентированы в сторону источника шума.
1.3. Шумозащитные здания целесообразно использовать в качестве экранов, защищающих от шума расположенные за ними здания и внутриквартальную территорию. По акустической эффективности здания-экраны превосходят такие средства, как экранирующие сооружения в виде кавальера, экраны-стенки или полосы зеленых насаждений. Это позволяет рационально использовать городскую территорию за счет уменьшения разрывов между магистралями и жилой застройкой.
1.4. Для обеспечения максимального эффекта экранирования шумозащитные здания должны быть достаточно высокими и протяженными и располагаться возможно ближе к источнику шума. Располагать шумозащитные здания относительно магистральных улиц, скоростных дорог, а также относительно железных дорог следует на минимальном расстоянии от красной линии с учетом градостроительных норм и звукоизоляционных характеристик наружных ограждений этих зданий.
Композиционные приемы группировки шумозащитных зданий и их конфигурация должны обеспечивать максимальную защиту от внешнего шума внутриквартальной территории. С этой целью целесообразно устройство боковых объемов, обращенных в сторону внутриквартальной территории. На перекрестках улиц следует размещать шумозащитные здания Г-образной конфигурации в плане.
2.1. В соответствии с МГСН 2.04-97 нормируемым параметром звукоизоляции наружных ограждений зданий (в первую очередь окон) является звукоизоляция в дБА, представляющая собой изоляцию внешнего шума, производимого потоком городского транспорта, и определяемая на основе эталонного спектра шума транспортного потока с уровнем звука 75 дБА.
, (1)
где - скорректированный по кривой частотной коррекции "А" уровень эталонного шума в i-ой третьоктавной полосе частот, дБ, (табл.1);
- изоляция воздушного шума данным наружным ограждением в той же i-ой третьоктавной полосе частот, дБ.
Значения округляются до ближайшей целой величины.
Таблица 1
Скорректированные по кривой частотной коррекции "А" уровни эталонного транспортного
шума ( = 75 дБА)
Среднегео- | 100 | 125 | 160 | 200 | 250 | 320 | 400 | 500 | 630 | 800 | 1000 | 1250 | 1600 | 2000 | 2500 | 3200 |
Скорректи- | 55 | 55 | 57 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 66 | 67 | 66 | 65 | 64 | 62 | 60 |
В том случае, когда известны величины изоляции воздушного шума конструкцией только в октавных полосах частот, величина определяется по аналогичной формуле с использованием скорректированных по кривой частотной коррекции "А" уровней звукового давления эталонного спектра шума транспортного потока в октавных полосах частот (табл.2).
Таблица 2
Среднегеометрическая частота октавной полосы, Гц | 125 | 250 | 500 | 1000 | 2000 | 4000 |
Скорректированный уровень звукового давления эталонного спектра, , дБ | 61 | 65 | 68 | 71 | 69 | 63 |
Пример определения величины звукоизоляции окна приведен в приложении 1.
Примечание: В технической литературе встречается характеристика звукоизоляции окон, выраженная индексом в дБ. Для перехода от него к можно пользоваться формулой
, дБА (2)
2.2. Требуемое снижение внешнего шума наружным ограждением (окном) здания устанавливается, исходя из ожидаемых уровней звука в дБА у фасада, обращенного в сторону источника транспортного шума, и допустимых уровней звука в помещениях в соответствии с МГСН 2.04-97 (табл.3).
Таблица 3
Допустимые уровни проникающего шума
|
|
|
| Уровни звука и эквивал. уровни звука , дБА | Макси- | |||||||
|
|
| 63 | 125 | 250 | 500 | 1000 | 2000 | 4000 | 8000 |
|
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
1. | Жилые комнаты квартир: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| - в домах категории А | 7-23 ч. | 59 | 48 | 40 | 34 | 30 | 27 | 25 | 23 | 35 | 50 |
| 23-7 ч. | 51 | 39 | 31 | 24 | 20 | 17 | 14 | 13 | 25 | 40 | |
| - в домах категории Б и В | 7-23 ч. | 63 | 52 | 45 | 39 | 35 | 32 | 30 | 28 | 40 | 55 |
| 23-7 ч. | 55 | 44 | 35 | 29 | 25 | 22 | 20 | 18 | 30 | 45 | |
2. | Жилые комнаты общежитий | 7-23 ч. | 67 | 57 | 49 | 44 | 40 | 37 | 35 | 33 | 45 | 60 |
| 23-7 ч. | 59 | 48 | 40 | 34 | 30 | 27 | 25 | 23 | 35 | 50 | |
3. | Номера гостиниц: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| - категория А | 7-23 ч. | 59 | 48 | 40 | 34 | 30 | 27 | 25 | 23 | 35 | 50 |
| 23-7 ч. | 51 | 39 | 31 | 24 | 20 | 17 | 14 | 13 | 25 | 40 | |
| - категория Б | 7-23 ч. | 63 | 52 | 45 | 39 | 35 | 32 | 30 | 28 | 40 | 55 |
| 23-7 ч. | 55 | 44 | 35 | 29 | 25 | 22 | 20 | 18 | 30 | 45 | |
| - категория В | 7-23 ч. | 67 | 57 | 49 | 43 | 40 | 37 | 35 | 33 | 45 | 60 |
| 23-7 ч. | 59 | 48 | 40 | 34 | 30 | 27 | 25 | 23 | 35 | 50 | |
4. | Жилые помещения домов отдыха, пансионатов, домов-интернатов для престарелых и инвалидов, спальные помещения в детских дошкольных учреждениях и школах-интернатах |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 23-7 ч. | 55 | 44 | 35 | 29 | 25 | 22 | 20 | 18 | 30 | 45 | |
5. | Помещения офисов, рабочие помещения, кабинеты в административных зданиях, конструкторских, проектных и научно-исследовательских организациях |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| - категория А |
| 67 | 57 | 49 | 43 | 40 | 37 | 35 | 33 | 45 | 60 |
| - категории Б и В |
| 71 | 61 | 54 | 49 | 45 | 42 | 40 | 38 | 50 | 65 |
6. | Палаты больниц и санаториев | 7-23 ч. | 59 | 48 | 40 | 34 | 30 | 27 | 25 | 23 | 35 | 50 |
| 23-7 ч. | 51 | 39 | 31 | 24 | 20 | 17 | 14 | 13 | 25 | 40 | |
7. | Операционные больниц |
| 55 | 44 | 35 | 29 | 25 | 22 | 20 | 18 | 30 | 45 |
8. | Кабинеты врачей медицинских учреждений |
| 59 | 48 | 40 | 34 | 30 | 27 | 25 | 23 | 35 | 50 |
9. | Классные помещения, учебные кабинеты, аудитории учебных заведений, конференц-залы, читальные залы библиотек, зрительные залы клубов, кинотеатров, культовые здания |
| 63 | 52 | 45 | 39 | 35 | 32 | 30 | 28 | 40 | 55 |
10. | Залы кафе, ресторанов, столовых, фойе театров и кинотеатров: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| - категории А |
| 71 | 61 | 54 | 49 | 45 | 42 | 40 | 38 | 50 | 60 |
| - категории Б и В |
| 75 | 66 | 59 | 54 | 50 | 47 | 45 | 43 | 55 | 65 |
11. | Торговые залы магазинов, пассажирские залы вокзалов и аэропортов, спортивные залы |
| 79 | 70 | 63 | 58 | 55 | 52 | 50 | 49 | 60 | 70 |
Примечания: 1. Допустимые уровни транспортного шума в помещениях (п.п.1-3, 5, 6, 8-11), окна которых выходят на улицы и дороги, могут быть приняты на 5 дБ (дБА) выше значений, указанных в табл.3, т.е. с поправкой +5 дБ (дБА).
2. Допустимые уровни внешнего транспортного шума устанавливаются при условии обеспечения нормативного воздухообмена в помещениях. В случае отсутствия системы кондиционирования воздуха или системы принудительной приточно-вытяжной вентиляции - при открытых форточках, фрамугах или иных устройствах, обеспечивающих приток воздуха.
3. Табл.3 отличается от табл.1 MГCH 2.04-97 отсутствием примечаний 3 и 4, т.к. они не относятся к транспортному шуму.
Шум у фасада здания (в расчетных точках на расстоянии 2 м от него), создаваемый потоком средств автомобильного транспорта, следует оценивать по величине эквивалентного уровня звука в дБА, определенного как для дневного, так и для ночного периода суток. Если невозможно получить сведения о характеристиках автомобильного потока в ночное время, допускается назначать требуемую звукоизоляцию наружного ограждения из условий дневного времени.