• Текст документа
  • Статус
Поиск в тексте
Действующий

Манифест ЮНЕСКО
о публичных библиотеках
 1994



Свобода, процветание и развитие общества и личности являются основными человеческими ценностями. Но их можно обрести лишь при условии, что хорошо информированные граждане будут способны пользоваться своими демократическими правами и играть активную роль в обществе. Конструктивное участие и развитие демократии зависят от достаточного уровня образования и свободного и неограниченного доступа к знаниям, идеям, культуре и информации. Публичная библиотека, открывая доступ к знаниям на местах, обеспечивает основные возможности для непрерывного образования, самостоятельного принятия решений и культурного развития личности или общественных групп. Манифест провозглашает веру ЮНЕСКО в публичную библиотеку как в активную силу, содействующую распространению просвещения, культуры и информации, и как в важнейший фактор, способствующий поддержанию идеи мира и духовности в умах мужчин и женщин. Поэтому ЮНЕСКО призывает центральные и местные органы власти оказывать поддержку и активно содействовать развитию публичных библиотек.

Публичная библиотека


Публичная библиотека является местным информационным центром, предоставляя своим пользователям быстрый доступ к знаниям и информации во всех формах. Обслуживание в публичной библиотеке осуществляется на основе равного доступа для всех, независимо от возраста, расы, пола, вероисповедания, национальности, языка или общественного положения. Особые виды услуг или материалов должны предоставляться тем потребителям, которые по какой-либо причине не могут пользоваться обычными услугами и материалами. Все возрастные группы должны получить материал, соответствующий их потребностям. Фонды и услуги должны включать все типы носителей и современных технических средств наряду с традиционными материалами. Главное при этом - высокое качество и соответствие местным нуждам и условиям. Содержание материала должно отражать текущие тенденции и эволюцию общества, а также память о человеческих устремлениях и творческих достижениях. Фонды и услуги не должны подвергаться идеологической, политической или религиозной цензуре в любой форме или зависеть от коммерческих факторов.

Задачи публичной библиотеки



Следующие ключевые задачи, имеющие отношение к сфере информации, грамотности, образования и культуры, должны определять характер и содержание предоставляемых публичной библиотекой услуг:

1) создание и укрепление навыков чтения у детей с самого раннего возраста;

2) содействие образованию - как индивидуальному, так и в учебных заведениях - и самообразованию на всех уровнях;

3) предоставление возможностей для индивидуального творческого роста;

4) развитие воображения и стремления к творчеству у детей и молодежи;

5) содействие распространению знаний о культурном наследии и развитию способности ценить искусство, научные достижения и новшества;

6) обеспечение доступа к материалам, отображающим все исполнительские виды искусства;

7) содействие развитию диалога между культурами и сохранению культурной самобытности;

8) поддержание традиций устного творчества;

9) обеспечение доступа граждан ко всем видам общественной информации;

10) предоставление надлежащего информационного обслуживания местным предприятиям, ассоциациям и различным группам специалистов;

11) содействие овладению информационной и компьютерной грамотностью;

12) оказание помощи и участие в реализации мероприятий и программ по распространению грамотности, ориентированных на все возрастные группы, и организация таких программ по мере необходимости.

Финансирование, законодательство и сети



Публичная библиотека должна в принципе быть бесплатной. Публичная библиотека относится к компетенции местных и центральных органов власти. Она должна быть одним из главных компонентов любого долгосрочного стратегического плана в области культуры, информационного обеспечения, грамотности и образования. Ее деятельность должна быть подкреплена специальным законодательством и финансироваться центральными и местными органами власти.

Чтобы обеспечить библиотечную координацию и кооперацию в масштабе всей страны, законодательство и стратегические планы должны предусматривать создание национальной библиотечной сети, основанной на принятых всеми стандартах на обслуживание.

Национальная сеть публичных библиотек должна строиться в соотношении с национальными, региональными, научными и специальными библиотеками, а также с библиотеками в школах, колледжах и университетах.

Работа и управление



Должна быть разработана четкая политика, определяющая цели, приоритеты и виды услуг в соответствии с местными потребностями. Публичная библиотека должна быть эффективно организована, и в работе необходимо придерживаться установленных норм и стандартов.

Должна быть обеспечена основа для сотрудничества с нужными партнерами, например с группами пользователей и профессионалами на местном, региональном, национальном и международном уровнях.

Предоставляемые услуги должны быть физически доступными для всех членов общества. Это предполагает рациональное расположение библиотечных зданий, хорошие условия для чтения и занятий, соответствующее техническое оснащение и удобные для всех пользователей часы работы. Необходимо предусмотреть организацию обслуживания вне стен библиотеки для тех, кто не может ее посещать.

Библиотечное обслуживание должно учитывать разнообразные потребности жителей сельской местности и городов.

Библиотекарь является активным посредником между потребителями и ресурсами. Профессиональное образование и повышение квалификации библиотекаря - непременное условие надлежащего уровня обслуживания.

Предоставление обслуживания вне стен библиотеки и программы обучения потребителей должны помочь им максимально использовать все ресурсы.

Реализация Манифеста



Лицам, принимающим решения на национальном и местном уровнях, библиотечному сообществу во всем мире настоятельно рекомендуется проводить в жизнь принципы, изложенные в Манифесте.



Текст документа сверен по:
"Библиотека", N 6, 1995

Манифест ЮНЕСКО о Публичных библиотеках

Название документа: Манифест ЮНЕСКО о Публичных библиотеках

Вид документа: Рекомендации ЮНЕСКО

Принявший орган: ЮНЕСКО

Статус: Действующий

Опубликован: "Библиотека", N 6, 1995 год
Дата принятия: 01 января 1994

Дата начала действия: 01 января 1994
Информация о данном документе содержится в профессиональных справочных системах «Кодекс» и «Техэксперт»
Узнать больше о системах