• Текст документа
  • Статус
Действующий

МДС 13-8.2000

МЕТОДИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

     

КОНЦЕПЦИЯ ОБРАЩЕНИЯ С ТВЕРДЫМИ БЫТОВЫМИ
ОТХОДАМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



РАЗРАБОТАНА на основе "Концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации", одобренной Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 г. N 425, а также в развитие основных положений Федеральной целевой программы "Отходы" и подпрограммы "Техническая политика в области управления твердыми бытовыми отходами", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 1996 г. N 1098.

Концепция подготовлена:

творческим коллективом Академии коммунального хозяйства им. К.Д.Памфилова: зав. отделом Санитарной очистки городов, канд. техн. наук Н.Ф.Абрамов, зав. лабораторией Экологических проблем городов, д-р. техн. наук А.Н.Мирный, зав. лабораторией Термических методов обезвреживания ТБО Б.М.Спасский;

зам. начальника Управления жилищно-коммунальной сферы Госстроя России В.П.Ковалевским;

зам. начальника отдела Управления жилищно-коммунального хозяйства Госстроя России Л.Н.Гавриковым;

зав. лабораторией института НИИЭЧГОС им. Сысина РАМН, д-ром медиц. наук Н.В.Русаковым;

рук. регионального отделения Академии естественных наук, д-ром техн. наук Л.С.Скворцовым;

нач. отдела Охраны окружающей среды института ГИПРОКОММУНСТРОЙ В.C.Масловым;

техническим директором ЗАО "ПЭТ" Б.И.Левиным;

ген. директором ОАО "КОМТЕХМАШ", д-ром техн. наук В.А.Самойловым;

в.н.с. МОСВОДОКАНАЛНИИПРОЕКТ, канд. техн. наук В.Н.Абрамовым.

Концепция предназначена для руководителей жилищно-коммунальных служб городов и регионов России, а также для руководящих работников Госстроя России, осуществляющих долгосрочное планирование в области управления твердыми бытовыми отходами.

УТВЕРЖДЕНА постановлением коллегии Госстроя России от 22 декабря 1999 г. N 17.

ВВЕДЕНИЕ



К твердым бытовым отходам (ТБО) относятся отходы, образующиеся в жилых и общественных зданиях, торговых, зрелищных, спортивных и других предприятиях (включая отходы от текущего ремонта квартир), отходы от отопительных устройств местного отопления, смет, опавшие листья, собираемые с дворовых территорий, и крупногабаритные отходы.

ТБО образуются из двух источников:

- жилых зданий;

- административных зданий, учреждений и предприятий общественного назначения (общественного питания, учебных, зрелищных, гостиниц, детских садов и др.).

Основной проблемой реформирования жилищно-коммунального хозяйства является перевод его на полную самоокупаемость. Основными направлениями работ по решению данной проблемы являются:

- внедрение комплексной механизации санитарной очистки городов; повышение технического уровня, надежности, снижение металлоемкости по всем группам машин и оборудования;

- двухэтапная система транспортировки отходов;

- максимально возможная утилизация, вторичное использование;

- экологически безопасная переработка и складирование оставшейся части отходов;

- развитие рынка вторичного сырья и ее продукции;

- поощрительная налоговая, кредитная и амортизационная политика в области обращения с твердыми бытовыми отходами;

- внедрение системы государственного учета и контроля сбора, транспортировки, обезвреживания и складирования ТБО;

- оптимизация тарифов сбора, транспорта и утилизации ТБО;

- снижение стоимости услуг для населения и повышение эффективности системы управления ТБО.

Главная задача реализации этих целей состоит в комплексном использовании всех рычагов управления и ресурсосбережения: экологических, технических, экономических, нормативных, правовых и информационных.

1. АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩЕГО ПОЛОЖЕНИЯ В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ ОТХОДАМИ



В настоящее время деятельность жилищно-коммунапьного хозяйства в области управления ТБО сопровождается весьма большими потерями ресурсов, а также увеличением загрязнения окружающей среды.

Первым этапом системы управления отходами является организация сбора в местах их образования. Сбор производится в металлические контейнеры, устанавливаемые на территории домовладения. Тип и вместимость применяемых контейнеров зависят от количества накапливаемых отходов, типа и этажности застройки, а также от способа погрузки и вывоза ТБО. Изготовленные из металла контейнеры обладают значительной массой, невысокой коррозионной стойкостью и адгезией к влажным отходам, а также большими затратами на их эксплуатацию. Срок службы таких контейнеров не превышает 2 лет, что в 2-2,5 раза ниже нормы. Фактические потери страны составляют 5-7 млн. т листовой стали ежегодно.

В России выпускается достаточно широкий спектр машин для вывоза ТБО, которые отличаются:

- назначением (машины для вывоза отходов из жилых и общественных организаций, машины для вывоза крупногабаритных отходов);

- вместимостью кузова (мини-мусоровозы вместимостью 7-10 мМДС 13-8.2000 Концепция обращения с твердыми бытовыми отходами в Российской Федерации; средние вместимостью 16-45 мМДС 13-8.2000 Концепция обращения с твердыми бытовыми отходами в Российской Федерации; большегрузные транспортные мусоровозы вместимостью более 45 мМДС 13-8.2000 Концепция обращения с твердыми бытовыми отходами в Российской Федерации);

- механизмами загрузки отходов;

- характером процесса уплотнения отходов (непрерывный, циклический);

- системой выгрузки отходов из кузова (самосвальный или принудительный с помощью выталкивающей плиты).

Сопоставление показателей технического уровня выпускаемых отечественной промышленностью специальных машин для санитарной очистки городов с лучшими зарубежными аналогами показало, что отечественные машины в основном обеспечивают технологический процесс загрузки, транспортирования и выгрузки ТБО, но отстают от лучших зарубежных образцов по следующим показателям:

- массе машин и спецоборудования;

- номинальной мощности двигателя;

- расходу топлива;

- эффективности работы гидравлического привода рабочих органов.

Отсутствуют отечественные машины для обслуживания городов Севера и Крайнего Севера, которые должны выполняться в специальном исполнении, что увеличивает в 2-2,5 раза себестоимость удаления ТБО в этих районах. Также не выпускаются серийно машины для мойки несменяемых контейнеров, что ухудшает экологическую обстановку в городах.

В связи с ростом городского населения все большее значение приобретает проблема вывоза отходов на дальнее расстояние.

Среднее по России расстояние вывоза ТБО составляет 20 км, в крупных городах с населением более 500 тыс. жителей оно возрастает до 45 км и более. По данным обследования 100 городов РФ (без Москвы и Санкт-Петербурга), около 45% всех ТБО транспортируются на расстояние 10-15 км, 40% - на 15-20 км, а 15% всех отходов - на более чем 20 км. Как показывают статистические данные, дальность вывоза ТБО ежегодно возрастает в среднем на 1,5 км, а себестоимость их транспортировки соответственно на 15-20%.

Одним из реальных путей сокращения транспортных расходов является переход к двухэтапной системе вывоза ТБО с применением мусороперегрузочных станций (МПС) и большегрузных транспортных мусоровозов. Анализ показывает, что путем внедрения двухэтапного вывоза можно сократить транспортные расходы на 30%. Одновременно сокращаются выбросы в атмосферу от мусоровозного транспорта.

Накопление ТБО в РФ в 1998 году составило около 30 млн. т. С учетом увеличения удельных норм накопления прогнозируется их рост к 2005 году до 35 млн. т. Основная масса ТБО вывозится из городов и поселков городского типа на свалки и полигоны, занимающие в стране свыше 40 тыс. га земли; кроме того, около 50 тыс. га составляет площадь закрытых (заполненных) свалок и полигонов. Дополнительно ежегодно для захоронения ТБО отчуждается около 1 тыс. га.

Из всего количества полигонов только около 8% отвечают санитарным требованиям, большинство полигонов представляют значительную эпидемиологическую опасность, нарушают природный ландшафт и являются источником загрязнения почвы, подземных и грунтовых вод, атмосферного воздуха. Следует отметить, что, несмотря на опасность для окружающей среды, многие из уже переполненных и формально закрытых полигонов продолжают принимать значительные объемы ТБО, что обеспечивает их владельцам получение высоких доходов.

При обращении с ТБО необходимо учитывать, что они содержат ценные утильные компоненты. В табл. 1 представлен ориентировочный морфологический и физико-химический состав ТБО городов России, расположенных в разных климатических зонах.

Таблица 1. Морфологический и физико-химический состав
ТБО для разных климатических зон, % по массе


Компонент

Климатическая зона


средняя

южная

северная

Морфологический состав ТБО

Пищевые отходы

35...45

40...49

32...39

Бумага, картон

32...35

22...30

26...35

Дерево

1...2

1...2

2...5

Черный металлолом

3...4

2...3

3...4

Цветной металлолом

0,5...1,5

0,5...1,5

0,5...1,5

Текстиль

3...5

3...5

4...6

Кости

1…2

1...2

1...2

Стекло

2...3

2...3

4...6

Кожа, резина

0,5...1

1

2...3

Камни, штукатурка

0,5...1

1

1...3

Пластмасса

3...4

3...6

3...4

Прочее

1...2

3...4

1...2

Отсев (менее 15 мм)

5...7

6...8

4...6

Физико-химический состав ТБО

Зольность на раб. массу, %

10...21

Зольность на сух. массу, %

20...32

Органическое вещество на сухую массу, %

68...80

Влажность, %

35...60

Плотность, кг/мМДС 13-8.2000 Концепция обращения с твердыми бытовыми отходами в Российской Федерации

190...200

Теплота сгорания низшая на рабочую массу, кДж/кг

5000...8000

Агрохимические показатели, % на сухую массу

Азот общий N

0,8...1

Фосфор PМДС 13-8.2000 Концепция обращения с твердыми бытовыми отходами в Российской ФедерацииOМДС 13-8.2000 Концепция обращения с твердыми бытовыми отходами в Российской Федерации

0,7...1,1

Калий КМДС 13-8.2000 Концепция обращения с твердыми бытовыми отходами в Российской ФедерацииО

0,5...0,7

Кальций СаО

2,3...3,6


Как видно из приведенных данных, ТБО российских городов содержат такие ценные компоненты, как бумага, картон, стекло, полимерные материалы, металлы.

При захоронении ТБО на полигонах эти утильные фракции безвозвратно теряются. В частности, теряется 9 млн. т макулатуры, 1,5 млн. т черных и цветных металлов, 2 млн. т полимерных материалов, 10 млн. т пищевых отходов, 0,5 млн. т стекла.

В настоящее время в России эксплуатируются 4 мусоросжигательных завода и 4 мусороперерабатывающих (табл. 2 и 3). Все мусоросжигательные заводы укомплектованы импортным оборудованием, все мусороперерабатывающие - отечественным.

Главный недостаток мусоросжигательных заводов - трудность очистки выходящих в атмосферу газов от вредных примесей, особенно от диоксинов и оксидов азота.

На мусоросжигательных заводах используется одноступенчатая схема очистки газов, что не позволяет реализовать их полную очистку и может вызвать загрязнение воздушного бассейна. В настоящее время разрабатываются технологии более глубокой очистки газов.

На всех мусоросжигательных заводах обеспечивается утилизация тепла и извлечение черного металлолома.

В процессе сгорания ТБО на мусоросжигательном заводе наряду с дымовыми газами образуются еще два вида отходов: шлак и зола. Важной задачей при эксплуатации мусоросжигательных заводов является утилизация или захоронение токсичных золы и шлака, масса которых составляет до 30% сухой массы ТБО. Проблема утилизации золы и шлака в настоящее время решена и находится в стадии внедрения.

Мусороперерабатывающие заводы работают по технологии аэробного биотермического компостирования, при которой значительная (более 50%) часть ТБО обезвреживается и превращается в компост - ценное органическое удобрение.

Таблица 2. Технико-эксплуатационные показатели действующих в РФ
мусоросжигательных заводов


Показатель


Местонахождение мусоросжигательного завода


Москва N 2

Москва N 3

Пятигорск

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт».

Что вы получите:

После завершения процесса оплаты вы получите доступ к полному тексту документа, возможность сохранить его в формате .pdf, а также копию документа на свой e-mail. На мобильный телефон придет подтверждение оплаты.

При возникновении проблем свяжитесь с нами по адресу spp@kodeks.ru

МДС 13-8.2000 Концепция обращения с твердыми бытовыми отходами в Российской Федерации

Название документа: МДС 13-8.2000 Концепция обращения с твердыми бытовыми отходами в Российской Федерации

Номер документа: 17

13-8.2000

Вид документа: Постановление Госстроя России

МДС

Принявший орган: Госстрой России

Статус: Действующий

Опубликован: Официальное издание

М.: ГУП ЦПП, 1999 год

Дата принятия: 22 декабря 1999

Информация о данном документе содержится в профессиональных справочных системах «Кодекс» и «Техэксперт»
Узнать больше о системах