ГОСТ 24406-80
Группа Т51
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
Система технического обслуживания и ремонта
строительных машин
ОДНОКОВШОВЫЕ ЭКСКАВАТОРЫ И ИХ СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ,
СДАВАЕМЫЕ В КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ И ВЫДАВАЕМЫЕ
ИЗ КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА
Технические требования
Maintenance and repair system of building machinery.
Power shovels and their components being
passed to and received from overhaul.
Technical requirements
Дата введения 1982-01-01
УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 13 октября 1980 г. N 5031
ПРОВЕРЕН в 1984 г.
ПЕРЕИЗДАНИЕ (август 1985 г.) с Изменением N 1, утвержденным в июле 1984 г. (ИУС 11-84).
Настоящий стандарт распространяется на одноковшовые универсальные экскаваторы отечественного производства с механическим и гидравлическим приводами (далее - экскаваторы) и их составные части.
Стандарт устанавливает технические требования к экскаваторам и их составным частям, сдаваемым в капитальный ремонт (далее - ремонт) и выдаваемым из ремонта.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
1.1. Сдача в ремонт экскаваторов и их составных частей и выдача их из ремонта должны производиться в соответствии с требованиями ГОСТ 19504-74, ГОСТ 24408-80 и настоящего стандарта и соответствующей нормативно-технической документации, утвержденной в установленном порядке.
1.2. Экскаваторы, сдаваемые в ремонт и выдаваемые из ремонта, должны быть укомплектованы сборочными единицами и деталями, установленными конструкторской документацией на их изготовление, и иметь один вид рабочего оборудования из числа поставляемого с экскаваторами согласно требованиям эксплуатационной документации. Экскаваторы сдают в ремонт без комплекта инструмента, запасного колеса (пневмоколесного экскаватора) и специального навесного оборудования.
Комплектность составных частей экскаваторов, сдаваемых в ремонт и выдаваемых из ремонта, устанавливается отраслевой нормативно-технической документацией по агрегатному методу ремонта машин с учетом рекомендуемого приложения 1.
1.1, 1.2. (Измененная редакция, Изм. N 1).
2.1. Экскаваторы направляют в ремонт, если они выработали установленный нормативно-технической документацией ресурс и при условии, что соответствующего предельного состояния достигли одновременно не менее трех основных составных частей из числа следующих: двигатель, главный редуктор, редукторы хода и поворота, опорно-поворотный круг, ведущие мосты (для пневмоколесных экскаваторов).
Ресурс до первого ремонта экскаваторов - в соответствии с их эксплуатационными документами по ГОСТ 2.601-68.
Признаки предельного состояния основных составных частей экскаваторов, при которых они должны направляться в ремонт, указывают в эксплуатационной документации.
2.2. В ремонт не принимают экскаваторы, у которых одна из рам (поворотной платформы, ходового устройства, гусеничная боковая или гусеничного хода) или три и более других составных частей, не включенных в нормы расхода запасных частей на ремонт экскаваторов конкретных марок, имеют по одному из дефектов, перечисленных в таблице.
Перечень дефектов составных частей, при наличии которых
экскаваторы не принимают в ремонт
|
|
| |
Рама поворотной платформы | Разрыв балок (швеллеров, боковин); |
| наличие более двух трещин, расположенных на каждой балке (правой и левой), захватывающих более 50% поперечного их сечения и проходящих через усиливающие накладки, если балки ранее ремонтировались методом наложения накладок; |
| отклонение от прямолинейности (изгиб) продольных балок в вертикальной плоскости более чем на 50 мм |
| наличие расположенных друг против друга поперечных трещин на верхнем и нижнем листах, балках платформы и рамы силовой установки; |
| поражение коррозией металла основных несущих элементов на глубину более 15% толщины элемента; |
| погнутость продольных и поперечных связей, прогиб поперечных связей, а также неровности полок профилей продольных связей более 3 мм на метр длины; |
Рама ходового устройства | Разрыв балок (швеллеров, боковин) |
| наличие более двух трещин, расположенных на каждой балке центральной рамы, а также на боковых гусеничных рамах (если последние являются неразъемной составной частью рамы ходового устройства), захватывающих более 50% поперечного их сечения и проходящих через усиливающие накладки, если балки ранее ремонтировались методом наложения накладок; |
| сквозные трещины, проходящие через посадочные места под фланец крепления центральной цапфы (кроме экскаваторов с опорно-поворотным кругом); |
| наличие по одной и более поперечных трещин, расположенных друг против друга на противоположных балках центральной рамы или на обеих гусеничных боковых рамах; |
| отрыв балок в двух и более местах крепления; |
| излом или отрыв одной из головок продольных балок (гусеничных боковых рам); |
| облом опорной части (венца зубчатого) рамы на участке более двух отверстий под болты опоры (двух зубьев венца); |
| коробление плоскости опорной части рамы для установки опорно-поворотного устройства 3 мм и более; |
| трещины центральной рамы, выходящие на поверхность отверстий; |
| поражение коррозией металла основных несущих элементов центральной рамы на глубину более 15% толщины элемента; |
| вмятины продольных и поперечных связей, прогиб поперечных связей, а также неровностей полок профилей продольных связей более 3 мм на метр длины |
Рама гусеничная боковая | Разрыв поперечных балок; |
| отрыв балок в двух и более местах крепления; |
| наличие более двух трещин на каждой раме, захватывающих более 50% их поперечного сечения и проходящих через усиливающие накладки, если рамы ремонтировались методом наложения накладок, а также по одной или более поперечных трещин, расположенных друг против друга на продольных балках обеих рам; |
| излом или отрыв одной из головок рам |
Рама гусеничного хода | Более двух поперечных трещин на полках профилей боковых, передней и задней балок, захватывающих более 50% сечения полки профиля и проходящих через усиливающие накладки, если балки ранее ремонтировались методом наложения накладок; |
| общая погнутость в горизонтальной плоскости со стрелой прогиба 1 мм и более на каждый погонный метр рамы; местная погнутость (вмятины) полок профилей балок более 3 мм на метр длины |
| |
Экскаваторы на базе пневмоколесного трактора | |
Картер заднего моста и коробка передач | Трещины или пробоины, захватывающие ребра жесткости и посадочные места под подшипники; |
| обломы корпуса коробки передач и заднего моста |
Двигатель | |
Полурама трактора | Разрыв или трещина, захватывающая более 50% профиля сечения переднего бруса |
Дополнительная рама экскаваторного оборудования | Трещины, проходящие через посадочное место под поворотную колонку |
| |
Любые составные части, имеющие корпус или картер | См. приложение 2 |
Опорно-поворотный круг | Трещины, захватывающие более 10% сечения полуобоймы (венца), или разрывы; |
излом одного и более зубьев венца; | |
| трещины, расположенные у основания зубьев венца; |
| износ зубьев венца, превышающий размеры, установленные ремонтной документацией |
Барабаны главной лебедки | Трещины на поверхности барабана, выходящие из отверстия; |
| трещины, обломы реборд; |
| износ, смятие или задиры канавок под канат глубиной более допустимого ремонтными документами размера |
Напорный барабан | Трещины, обломы любого расположения; |
| износ, смятие или задиры канавок под канат глубиной более допустимого ремонтными документами размера |
Фрикционные диски (шкивы) лебедки | Трещины на рабочей поверхности или выходящие на поверхности посадочных мест под подшипники |
Привод и главная муфта | Трещины корпуса любого расположения |
Опорная плита | Облом плиты на участке более двух отверстий под болты опоры; |
| коробление плоскости плиты 2 мм и более |
Рама силовой установки | Более двух поперечных трещин швеллеров рам высотой более 50% сечения; |
более одной продольной трещины длиной свыше 300 мм на швеллерах рам | |
Двигатель |
2.3. Составные части экскаваторов направляют в ремонт, если признаки их предельного состояния достигли максимального значения, установленного в эксплуатационной документации, разработанной по ГОСТ 2.601-68 и ГОСТ 27.103-83.
Составные части экскаваторов, для которых не указаны признаки предельного состояния в эксплуатационной документации, направляют в ремонт при наличии у них одного из признаков, перечисленных в обязательном приложении 2. В этом же приложении указаны также дефекты основных составных частей экскаваторов. При наличии одного из перечисленных дефектов у составной части ее в ремонт не принимают.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
3.1. Техническое состояние экскаваторов и их составных частей, выдаваемых из ремонта, должно соответствовать требованиям, изложенным в технических условиях на ремонт экскаваторов. Показатели назначения, эргономики, технологичности, надежности (кроме послеремонтного ресурса), транспортабельности и безопасности отремонтированных экскаваторов (составных частей), которые изготовлены после 01.01.74 г, должны быть на уровне новых экскаваторов по ГОСТ 17343-83 и ГОСТ 22894-77.
Для канатных экскаваторов, изготовленных до 1 января 1985 г., указанные показатели устанавливают в нормативно-технической документации на их ремонт.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
3.2. Экскаваторы с механическим приводом выдают из ремонта с запасованными канатами, годными к применению, марка и размеры которых должны соответствовать рабочему оборудованию.
3.3. Каждый отремонтированный экскаватор (составная часть) должен быть подвергнут приемо-сдаточным испытаниям в соответствии с требованиями ГОСТ 20831-75 и ГОСТ 24826-81.
3.4. Ресурс отремонтированных экскаваторов до очередного ремонта должен быть не менее 80% ресурса до первого их ремонта, установленного в эксплуатационных документах.
3.3, 3.4. (Измененная редакция, Изм. N 1).
3.5. Ресурс отремонтированных составных частей экскаваторов должен быть не менее 80% ресурса новых, численные значения которого установлены в эксплуатационной документации.
3.6. Ремонтное предприятие гарантирует соответствие качества отремонтированных экскаваторов требованиям настоящего стандарта и другой нормативно-технической документации на их ремонт при соблюдении заказчиком правил эксплуатации в соответствии с ГОСТ 25646-83.
Послеремонтный гарантийный срок для экскаваторов - 12 мес при наработке не более 1200 ч.