Статус документа
Статус документа


ПБ 10-157-97*
__________________
* Требования разделов 2 и 3 Правил
распространяются на краны-трубоукладчики,
изготовленные после 01.07.00 г.

     

ПРАВИЛА УСТРОЙСТВА И БЕЗОПАСНОЙ
ЭКСПЛУАТАЦИИ КРАНОВ-ТРУБОУКЛАДЧИКОВ


УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Госгортехнадзора России от 20.11.97 N 44.

ВНЕСЕНО Изменение N 1 [ПБИ 10-371(157)-00], утвержденное постановлением Госгортехнадзора России от 21.07.2000 N 43.

ВНЕСЕНЫ Изменения, утвержденные и введенные в действие с 28.10.2008 Приказом Ростехнадзора от 28 октября 2008 года N 849-а. Пункты с внесенными изменениями отмечены знаком "*". Изменения внесены изготовителем базы данных.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и обязательны для всех организаций независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности.

1.2. Настоящие Правила устанавливают требования к проектированию, устройству, изготовлению, ремонту, реконструкции и эксплуатации кранов-трубоукладчиков, их узлов и механизмов, а также грузозахватных органов и приспособлений.

1.3. Настоящие Правила распространяются на:

а) гусеничные краны-трубоукладчики;

б) пневмоколесные краны-трубоукладчики;

в) съемные грузозахватные приспособления (стропы, захваты, траверсы, троллейные подвески и т.п.).

1.4. Настоящие Правила не распространяются на краны-трубоукладчики, не оснащенные стрелой и предназначенные для укладки труб бестраншейным способом.

1.5. Основные термины и их определения, применяемые в тексте настоящих Правил, приведены в приложении 1. Перечень нормативных документов и международных стандартов, действующих в Российской Федерации, приведен в приложении 2. Перечень головных научно-исследовательских организаций, осуществляющих разработку нормативных документов на краны-трубоукладчики, приведен в приложении 3.

2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ

2.1. Общие требования


2.1.1*. (Исключен).

2.1.2. Проектирование кранов-трубоукладчиков, предназначенных для эксплуатации в районах с рабочей температурой до -40 °С, должно проводиться в исполнении У1, в районах с холодным климатом (с температурой от -60 до +40°С) в исполнении УХЛ1(ХЛ1) по ГОСТ 15150-69. В обоснованных случаях, по согласованию с заказчиком, допускается для работы кранов-трубоукладчиков устанавливать более узкий диапазон рабочих температур, чем он предусмотрен ГОСТ 15150-69.

Все элементы конструкции кранов-трубоукладчиков рассчитываются на нагрузки всего диапазона рабочих температур для соответствующего исполнения при перерывах в работе (эксплуатации в нерабочем состоянии), в том числе когда краны-трубоукладчики остаются под нагрузкой длительное время, а также при их хранении и транспортировании в рабочем режиме с учетом всех диапазонов температур для соответствующего исполнения.

2.1.3. Грузоподъемность, габариты и другие параметры крана-трубоукладчика должны соответствовать техническому заданию на проектирование.

2.1.4. Конструкция крана-трубоукладчика должна обеспечивать собственную устойчивость крана-трубоукладчика без нагрузки на крюке при уклоне рабочей площадки 10° в сторону, противоположную стреле, при откинутом противовесе и максимально поднятой стреле с расчетным коэффициентом запаса собственной устойчивости не менее 1,15.

2.1.5. Расчет устойчивости крана-трубоукладчика следует выполнять в соответствии с нормативными документами, разработанными головными научно-исследовательскими организациями и согласованными с Госгортехнадзором России.

2.1.6. Конструкция механизмов кранов-трубоукладчиков должна обеспечивать:

а) подъем (опускание) крюка;

б) подъем (опускание) стрелы;

в) увеличение (уменьшение) длины стрелы (для кранов-трубоукладчиков с телескопической стрелой);

г) совмещение операций по изменению высоты подъема крюка и вылета;

д) совмещение операций подъема (опускания) крюка с увеличением (уменьшением) длины стрелы (для кранов-трубоукладчиков с телескопической стрелой);

е) откидывание и продвижение противовеса с переменным вылетом.

Допускается предусматривать по требованию заказчика в механизме подъема и опускания груза возможность быстрого (аварийного) опускания груза.

Механизмы подъема груза и изменения вылета и длины стрелы должны быть выполнены так, чтобы опускание груза и стрелы, а также изменение ее длины осуществлялось только от работающего двигателя.

2.1.7. Механизмы кранов-трубоукладчиков, оборудованные кулачковыми, фрикционными или другими механическими приспособлениями для их включения или переключения скоростей рабочих движений, должны быть устроены таким образом, чтобы самопроизвольное включение или расцепление механизма было невозможно. У лебедок подъема груза и стрелы, кроме того, должна быть исключена возможность отключения привода без наложения тормоза.

2.1.8. В узлах механизмов кранов-трубоукладчиков, передающих крутящий момент, должны применяться шлицевые, шпоночные и болтовые соединения.

2.1.9. Болтовые, шпоночные и клиновые соединения кранов-трубоукладчиков должны быть предохранены от произвольного развинчивания или разъединения.

2.1.10. Легкодоступные, находящиеся в движении части кранов-трубоукладчиков, которые могут быть причиной несчастного случая, должны быть закрыты прочно укрепленными металлическими съемными ограждениями. Обязательно должны быть ограждены:

а) зубчатые цепные и червячные передачи;

б) муфты;

в) тормоза грузоподъемных механизмов;

г) карданные валы.

2.1.11. Стрела крана-трубоукладчика должна быть установлена с левой стороны по ходу машины. Крепление осей шарниров стрелы в проушинах должно исключать возможность их самопроизвольного выпадения и проворачивания в этих проушинах.

2.1.12. Металлоконструкции и металлические детали кранов-трубоукладчиков должны быть предохранены от коррозии. В коробчатых и трубчатых металлоконструкциях кранов-трубоукладчиков должны быть предусмотрены меры против скопления в них влаги.

2.1.13. Блочные обоймы канатных полиспастов кранов-трубоукладчиков должны быть устроены так, чтобы было исключено самопроизвольное спадание и заклинивание каната между блоком и обоймой.

2.1.14. При применении сдвоенного полиспаста установка уравнительного блока или балансира обязательна.

2.1.15. Грузовой полиспаст гусеничного крана-трубоукладчика должен быть установлен так, чтобы его канаты имели возможность отклонения полиспаста от вертикали в поперечной и продольной плоскостях на угол не менее 30°.

2.1.16. Краны-трубоукладчики с гидравлическим приводом или гидроуправлением должны быть обеспечены автоматической остановкой и фиксацией механизмов подъема стрелы и груза, а также устройствами изменения длины стрелы при разрыве трубы или падении давления в системе гидропривода.

2.1.17. На кранах-трубоукладчиках с гидравлическим приводом механизмов от одного насоса через гидрораспределитель с параллельным подводом рабочей жидкости должна быть исключена возможность одновременного включения этих механизмов.

2.1.18. Гидросистема кранов-трубоукладчиков должна соответствовать требованиям ГОСТ Р 50046 и обеспечивать возможность контроля давления в каждом рабочем контуре и возможность замены гидроагрегатов, шлангов, фильтров без слива рабочей жидкости из баков, а также (в случаях, предусмотренных техническим заданием) контроль температуры рабочей жидкости, ее уровня и загрязненности фильтров.

2.1.19. Предохранительные клапаны, установленные в гидросистеме, должны быть отрегулированы на давление, обеспечивающее проведение статических и динамических испытаний кранов-трубоукладчиков.

2.1.20. Коммуникации для подачи и слива рабочей жидкости должны быть устроены таким образом, чтобы исключалась утечка жидкости в рабочем и нерабочем состояниях механизмов. Применяемые в гидроприводе гибкие шланги должны быть прочными и защищенными от возможных механических повреждений.

2.1.21. Краны-трубоукладчики должны быть оборудованы устройствами для буксировки.

2.1.22. За качество конструкторской документации и соответствие конструкции крана-трубоукладчика настоящим правилам несет ответственность организация - разработчик проекта.

2.1.23. Проектирование кранов-трубоукладчиков и их узлов должно проводиться в соответствии с настоящими Правилами. Отступление от Правил допускается в отдельных случаях по согласованию с заказчиком и разрешению Госгортехнадзора России. Разрешение на отступление от Правил может быть выдано на основании технического обоснования и заключения головной научно-исследовательской организации.

2.2. Грузозахватные органы

2.2.1. Грузовые крюки должны соответствовать требованиям ГОСТ 2105-75. Размеры крюков следует принимать по ГОСТ 6627. Применение других крюков допускается по согласованию с Госгортехнадзором России. Предохранительные замки для однорогих крюков должны соответствовать требованиям ГОСТ 12840-80.

2.2.2. Крепление крюка должно исключать самопроизвольное свинчивание гайки. Стопорение гайки штифтами, шплинтом или стопорными болтами не допускается.

2.2.3. На грузовых кованых и штампованных крюках должны быть нанесены обозначения в соответствии с ГОСТ 2105-75. Указанное требование не является обязательным для крюков импортных трубоукладчиков.

2.2.4. Крюки должны устанавливаться на траверсах для свободного их поворота в вертикальной плоскости.

2.3. Канаты

2.3.1. Стальные канаты, применяемые на кранах-трубоукладчиках в качестве грузовых и стреловых, должны соответствовать действующим государственным стандартам и иметь сертификат или копию сертификата предприятия-изготовителя. Допускается применение канатов, изготовленных по ИСО 2408.

2.3.2. Крепление и расположение канатов на кранах-трубоукладчиках должны исключать возможность спадания их с барабанов или блоков и перетирания вследствие соприкосновения с элементами конструкций или с канатами других полиспастов.

2.3.3. Петля на конце каната при креплении его на кране-трубоукладчике, сопряженная с кольцами, крюками и другими деталями, должна быть выполнена:

а) с применением коуша с заплеткой свободного конца каната или установкой зажимов;

б) с применением стальной кованой, штампованной, литой втулки с закреплением клином;

в) путем заливки легкоплавким сплавом;

г) другим способом в соответствии с нормативными документами.

Применение сварных втулок не допускается. Корпуса, втулки и клинья не должны иметь острых кромок, о которые может перетираться канат.

2.3.4. Число проколов каната каждой прядью при заплетке должно соответствовать указанному в табл.1.

Таблица 1

     
Число проколов каната прядями при заплетке

Диаметр каната, мм

Минимальное число проколов каждой прядью

до 15

4

от 15 до 28

5

от 28 до 60

6



Последний прокол каждой прядью должен производиться половинным числом ее проволок (половинным сечением пряди). Допускается последний прокол делать половинным числом прядей каната.

Количество зажимов определяется при проектировании, но должно быть не менее трех. Шаг расположения зажимов и длина свободного конца каната за последним зажимом должны быть не менее шести диаметров каната. Скобы зажима должны устанавливаться на свободный конец каната.

2.3.5. Крепление каната к барабану должно производиться надежным способом, допускающим возможность замены каната. В случае применения прижимных планок их должно быть не менее двух.

Длина свободного конца каната от последнего зажима на барабане должна быть не менее двух диаметров каната. Изгибать свободный конец каната под прижимной планкой или на расстоянии от планки, составляющем не менее трех диаметров каната, не разрешается.

2.3.6. Выбор стальных канатов должен производиться в соответствии с проектной документацией. При проектировании, а также перед установкой на кран-трубоукладчик канаты должны быть проверены расчетом по формуле

,


где  - разрывное усилие каната в целом, принимаемое по стандарту, H;

       - наибольшее натяжение ветви каната, указанное в паспорте крана-трубоукладчика, Н;

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs