ИЗМЕНЕНИЕ N 1
НПБ 111-98 "Автозаправочные станции.
Требования пожарной безопасности"
Дата введения 1999-07-02
УТВЕРЖДЕН приказом Главного управления государственной противопожарной службы N 53 от 2 июля 1999 года
1. П.1 изложить в следующей редакции: "Настоящие нормы устанавливают требования пожарной безопасности, предъявляемые к технологическому оборудованию, проектированию, строительству и реконструкции автозаправочных станций (АЗС), ограниченных принятой в настоящих нормах классификацией и предназначенных для приема, хранения и заправки наземных транспортных средств моторным топливом. Нормы являются обязательными для исполнения на территории России всеми предприятиями, учреждениями, организациями и юридическими лицами независимо от их ведомственной принадлежности, вида деятельности и формы собственности".
2. Пункт 2 изложить в следующей редакции:
"В настоящих нормах принята следующая классификация АЗС.
Традиционная автозаправочная станция - АЗС с подземным расположением резервуаров для хранения топлива, технологическая система которой характеризуется разнесением резервуаров и топливораздаточных колонок (ТРК).
Блочная автозаправочная станция - АЗС с подземным расположением резервуаров для хранения топлива, технологическая система которой характеризуется размещением ТРК над блоком хранения топлива, выполненным как единое заводское изделие.
Модульная автозаправочная станция - АЗС с надземным расположением резервуаров для хранения топлива, технологическая система которой характеризуется разнесением ТРК и контейнера хранения топлива, выполненного как единое заводское изделие.
Контейнерная автозаправочная станция - АЗС с надземным расположением резервуаров для хранения топлива, технологическая система которой характеризуется размещением ТРК в контейнере хранения топлива, выполненном как единое заводское изделие.
Топливозаправочный пункт - АЗС, размещаемая на территории предприятия и предназначенная для заправки транспортных средств этого предприятия.
Передвижная автозаправочная станция - предназначенная для розничной продажи топлива мобильная технологическая система, которая установлена на автомобильном шасси, прицепе или полуприцепе и выполнена как единое заводское изделие.
Многотопливная автозаправочная станция - АЗС, на территории которой предусмотрена заправка транспортных средств двумя или тремя видами топлива, среди которых допускается жидкое моторное топливо (бензин и дизельное топливо), сжиженный газ (сжиженный пропан-бутан) и сжатый природный газ.
Автомобильная газонаполнительная компрессорная станция - АЗС, на территории которой предусмотрена заправка баллонов топливной системы грузовых, специальных и легковых автомобилей сжатым природным газом, используемым в качестве их моторного топлива.
Автомобильная газозаправочная станция - АЗС, на территории которой предусмотрена заправка баллонов грузовых, специальных и легковых автомобилей сжиженным газом (сжиженным пропан-бутаном), используемым в качестве их моторного топлива.
3. Пункт 5 изложить в следующей редакции: " Требования пожарной безопасности, предъявляемые к топливозаправочным пунктам, следует уточнять в соответствии с обязательным приложением 2, к передвижным АЗС - приложением 3, многотопливным АЗС - приложением 6, к автомобильным газонаполнительным компрессорным и газозаправочным станциям - приложением 6 как для самостоятельных участков технологической системы многотопливной АЗС.
При проектировании, строительстве и реконструкции АЗС наряду с требованиями пожарной безопасности следует учитывать требования взрывобезопасности, газобезопасности, экологической безопасности и другие требования, регламентированные действующими нормативными документами, утвержденными в установленном порядке".
4. Пункт 10 дополнить абзацем следующего содержания:
"Минимальные расстояния до автомобильных дорог и улиц населенных пунктов определяются в зависимости от их категории по СНиП 2.07.01-89*, а именно:
до магистральных дорог и магистральных улиц общегородского значения - как для автомобильных дорог общей сети I, II и III категорий;
до поселковых дорог, магистральных улиц районного значения, главных улиц и основных улиц в жилой застройке сельских поселений - как для автомобильных дорог общей сети IV и V категорий;
до остальных дорог и улиц - не нормируется."
5. В строке 4 таблицы 1 слова "(остановки общественного транспорта, рынки и т.п.)" исключить.
Примечание 1 таблицы 1 изложить в следующей редакции: "Расстояния от АЗС с надземными резервуарами, а также от подземных резервуаров до жилых и общественных зданий I и II степени огнестойкости", указанные в таблице 1, допускается уменьшать не более чем на 25%, за исключением расстояний от надземных резервуаров с одностенными перекрытиями".
6. Таблицу 2 представить в следующем виде:
N п/n | Наименование зданий и сооружений АЗС | Минимальное расстояние между соответствующими зданиями и сооружениями в порядке их записи графе "Наименование... ", м | |||||||||
|
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1 | Подземные резервуары для хранения топлива | -- | 4 | -- | 3/9 | 9 | 9/15 | 15 | -- | 6 | 9 |
2 | Топливораздаточные колонки | 4 | -- | -- | 6/9 | 9 | 12/15 | 15 | 4 | 9 | 9 |
3 | Площадка для АЦ | -- | -- | -- | 6/9 | 9 | 12/15 | 15 | -- | 9 | 12 |
4 | I и II степени огнестойкости | 3/9 | 6/9 | 6/9 | 6 | 9 | 9 | 9 | 3/9 | --/9 | 6 |
5 | IIIa степени огнестойкости | 9 | 9 | 9 | 9 | 12 | 9 | 12 | 6/9 | 6/9 | 9 |
Здания сервисного обслуживания водителей и пассажиров: | |||||||||||
6 | I и II степени огнестойкости | 9/15 | 12/15 | 12/15 | 9 | 9 | 6 | 9 | 9/15 | --/9 | 9 |
7 | IIIa степени огнестойкости | 15 | 15 | 15 | 9 | 12 | 9 | 12 | 12/15 | 6/9 | 12 |
8 | Очистные сооружения для атмосферных осадков, загрязненных нефтепродуктами | -- | 4 | -- | 3/9 | 6/9 | 9/15 | 12/15 | -- | 6 | 9 |
9 | Площадка для стоянки транспортных средств | 6 | 9 | 9 | --/9 | 6/9 | --/9 | 6/9 | 6 | 12 | 6 |
10 | Котельная на дизельном топливе | 9 | 9 | 12 | 6 | 9 | 9 | 12 | 9 | 6 | - |
7. Первый абзац п.20 изложить в следующей редакции:
"На АЗС могут размещаться следующие служебные и бытовые здания (помещения) для персонала АЗС: операторная, администрации, котельной, приема пищи, службы охраны, а также санузлы, кладовые для спецодежды, инструмента, запасных деталей, приборов и оборудования. Помимо указанных, на территории АЗС с подземными резервуарами допускается размещать здания (помещения) сервисного обслуживания пассажиров, водителей и их транспортных средств".
8. Второй абзац п.21 изложить в следующей редакции:
"На территории АЗС не допускается размещение помещений категорий "А", "Б" (за исключением помещений для установки транспортных средств в зданиях мойки и постов технического обслуживания) и "Г". При этом в помещениях категорий "А" и "Б" предусматривать технологические процессы, в которых обращаются горючие газы, легковоспламеняющиеся жидкости (за исключением топлива в топливной системе транспортных средств), а также горючие пыли не допускается."
9. Дополнить п.22 абзацем следующего содержания:
"При проектировании котельной АЗС следует предусматривать автоматизированные водогрейные котлы с температурой теплоносителя не выше 80 °С. При этом, как правило, следует применять электрокотлы.
На АЗС с подземным расположением резервуаров допускается применять котлы, предназначенные для работы на дизельном топливе с температурой вспышки более 45 °С. Котельные на дизельном топливе должны проектироваться только для нужд АЗС и размещаться, как правило, в отдельно стоящем одноэтажном здании I или II степени огнестойкости. Котельные на дизельном топливе (за исключением АЗС с надземными одностенными резервуарами) допускается пристраивать к отдельно стоящим зданиям I или II степени огнестойкости, предназначенным для персонала АЗС или мойки транспортных средств. Вывод дымовых газов в атмосферу должен быть предусмотрен через дымовую шахту, выполненную из негорючих материалов и размещаемую с наружной стороны стены здания котельной, обращенной не в сторону топливных резервуаров, ТРК и площадки для АЦ. Дымовую шахту следует оснащать искрогасителем, установленным на выходе дымовых газов. Оборудование хранения и линии подачи топлива к котлу должно отвечать требованиям настоящих норм, предъявляемым к технологическим системам АЗС с подземным расположением резервуаров. При этом с наружной стороны здания котельной на трубопроводе подачи топлива к котлу следует устанавливать запорную арматуру и обратный клапан, закрывающийся при отключении насоса указанной линии".
10. Пункт 30 изложить в следующей редакции "Навесы должны быть выполнены из негорючих материалов. В покрытии навесов высотой не менее 4 м допускается использование трудногорючих материалов (за исключением навесов или частей навеса, расположенных над местами заправки грузовых автомобилей).
Устройство навесов над площадками для АЦ и над наземными резервуарами для хранения топлива не допускается.
11. В п.35 слова "сбросной трубопровод" заменить на "сливной трубопровод".
В четвертом абзаце после слов "аварийным резервуаром" добавить "(допускается использовать одностенные резервуары)".
12. Второй абзац п.39 изложить в следующей редакции: "оборудование очистных сооружений, в свободное пространство которого могут поступать пары топлива, должно располагаться подземно".
13. В п.47 после слов "внутри оболочек" добавить "(за исключением аварийных резервуаров)".
14. В п.55 после слов "обнаружения утечек" добавить "и прекращение подачи".
15. П.59 изложить в следующей редакции: "Одностенные подземные трубопроводы для топлива и его паров следует располагать на глубине не менее 0,2 м в заглубленных лотках, исключающих проникновение топлива при возможных утечках за их пределы. Лотки следует заполнять (с уплотнением) негорючим материалом.
При использовании двустенных трубопроводов (труба в трубе) с разъемными соединениями (при наличии), обеспечивающими раздельную герметизацию внутреннего и внешнего трубопроводов, устройство лотка допускается не предусматривать. При этом следует обеспечить замещение воздуха в межтрубном пространстве азотом до достижения концентрации кислорода не более 10 % (об.) ".
16. В п.89 после слов "в качестве" добавить "вертикальных".
17. П.96 изложить в следующей редакции: "Все помещения АЗС, за исключением помещений категорий В4 и Д, механизированной мойки и помещений для персонала АЗС с круглосуточным пребыванием людей, должны быть оборудованы установками автоматической пожарной сигнализации.
Помещения постов технического обслуживания и складские помещения, относящиеся к категориям А, В1 и В2, должны быть оборудованы автоматическими установками пожаротушения. При определении необходимости оснащения автоматическими установками пожаротушения торгового зала магазина по продаже ЛВЖ и ГЖ его следует приравнять к складским помещениям.
В качестве автоматических установок пожаротушения допускается применять модули пожаротушения в режиме самосрабатывания.
18. В обязательное приложение 1 добавить следующие термины и их определения:
Места массового пребывания людей - остановки транспорта, выходы со станций метро, рынки, ярмарки, стадионы и т.п., на которых возможно одновременное пребывание более 100 человек. Места массового пребывания людей определяются администрацией административно-территориальных единиц.
Самостоятельный участок технологической системы многотопливной АЗС - комплекс оборудования, спроектированный и изготовленный как часть единой технологической системы многотопливной АЗС и предназначенный для приема, хранения и выдачи одного из видов моторного топлива.
Сбросная труба - вертикальная труба для сброса сжатого природного газа или паров сжиженного углеводородного газа в атмосферу без сжигания."
19. В п. 8 обязательного приложения 3 после слов "торцевой части" добавить "(днище)".
20. В строке 4 таблицы обязательного приложения 4 слова "(остановки общественного транспорта, рынки и т.п.)" исключить.
21. В рекомендуемом приложении 5 добавить п. 1.4 следующего содержания:
"Контроль герметичности одностенных резервуаров можно проводить посредством периодического обследования негорючего материала, которым заполнено пространство между оболочкой и резервуаром, на предмет наличия топлива методом сравнения электрофизических свойств указанного материала".
22. Обязательному приложению "Нормативные ссылки" присвоить номер 7 и дополнить следующими нормативными ссылками:
Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утвержденные приказом министра транспорта Российской Федерации от 08.08.95 N 73.
ДОПОГ. Европейское Соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов.
ГОСТ Р 50430-92. Арматура трубопроводная запорная. Нормы герметичности затворов.