РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ СЕТИ И ЗДАНИЙ ДЕТСКИХ ВНЕШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ Г. МОСКВЫ
Выпуск 3
ДЕТСКО-ПОДРОСТКОВЫЕ КЛУБЫ
ПРЕДИСЛОВИЕ
1. РАЗРАБОТАНЫ МНИИП объектов культуры, отдыха, спорта и здравоохранения (канд. архит. А.В.Лебедев, канд. архит. А.А.Шапиро)
2. СОГЛАСОВАНЫ Московским комитетом по делам семьи и молодежи и Москомархитектурой.
3. ПОДГОТОВЛЕНЫ к утверждению Управлением подготовки проектирования и координации проектно-изыскательских работ Москомархитектуры (архит. Шалов Л.А., инж. Щипанов Ю.Б.)
4. УТВЕРЖДЕНЫ Указанием Москомархитектуры от 29.04.98 г. N 14.
Анкетное обследование городских ДПК проведено при содействии отдела социально-экономических проблем молодежи Московского комитета по делам семьи и молодежи, заместителей префектов по социальным вопросам и сотрудников префектур, а также руководителей городских экспериментальных организационно-методических центров и детско-подростковых клубов административных округов.
В Рекомендациях использованы материалы педагогов-организаторов детско-подростковых клубов К.Ф.Леонтовича, Р.В. и Н.В.Соколовых.
1. Область применения
Рекомендации разработаны в рамках Программы по составлению Московских городских строительных норм, рекомендаций, пособий и других нормативно-методических материалов по проектированию, утвержденной от 01.11.1994 г. (N 992), для реализации "Программы развития культуры Москвы", утвержденной Постановлением Правительства Москвы от 02.09.1994 г., N 638 как дополнение к нормативно-методическим документам в строительстве, действующим на территории Москвы.
Рекомендации содержат определения функциональной специфики, назначения и места Детско-подростковых клубов (ДПК) в системе детских внешкольных учреждений и принципы их территориальной организации, а также градостроительные расчетные показатели, положения по типологической структуре, организации и расчету сети ДПК, величине и функциональному зонированию земельных участков, примерную функционально-планировочную структуру блоков и зданий, состав и площади помещений.
Рекомендации распространяются на проектирование новых и реконструируемых объектов ДПК и их сети. Они адресованы проектировщикам, а также работникам территориальных управленческих органов образования.
Рекомендации предназначены для использования:
- при проектировании сети ДПК на стадии разработки проектов планировки и застройки новых и реконструкции сложившихся районов Москвы;
- при составлении заданий на проектирование и разработке проектов новых и реконструкции существующих объектов ДПК;
- как теоретическая база для разработки градостроительных и строительных нормативов для одного из наиболее массовых типов детских внешкольных учреждений - ДПК;
- при составлении программ развития сети и планов финансирования строительства ДПК.
2. Ссылки на нормативно-методические документы
В настоящих рекомендациях приведены ссылки на следующие нормативные и методические документы:
2.1 МГСН 1.01-97 "Временные нормы и правила проектирования планировки и застройки г. Москвы".
2.2 СНиП 2.08.02-89* "Общественные здания и сооружения".
2.3 Справочное пособие к СНиП. Проектирование клубов. М., Стройиздат, 1991 г.
2.4 МГСН 3.01-96 "Жилые здания".
2.5 МГСН 4.08-97 "Массовые типы физкультурно-оздоровительных учреждений". М., 1997 г.
2.8 Руководство по учету потребностей инвалидов при градостроительном и объемном проектировании для г.Москвы и ЛПЗП. Москва, НИАЦ АО "ГРАДО", 1995 г.
2.9 Рекомендации по проектированию сети и зданий детских внешкольных учреждений для г.Москвы. Выпуск 1. Детские музыкальные школы и школы искусств. Москва, НИАЦ АО "ГРАДО", 1996 г.
2.10 Рекомендации по проектированию сети и зданий детских внешкольных учреждений для г.Москвы. Выпуск 2. Центры детского творчества. Москва, НИАЦ АО "ГРАДО", 1997 г.
3. Введение
Детско-подростковый клуб (ДПК) представляет собой особый тип возрастного клуба, ориентированного на обслуживание по месту жительства детей школьного и старшего дошкольного возраста, относящихся к мало- и ограниченно мобильным группам населения. ДПК является исходным структурно-типологическим элементом единой системы детских внешкольных учреждений, обеспечивающим культурное развитие, дополнительное образование и воспитание детей в период досуга. Эти многопрофильные учреждения образуют нижний уровень системы: микрорайона и его жилых групп (см. вып.1, рис.1). Их назначение - обеспечение условий для начального этапа культурного развития и социализации ребенка в непосредственной близости от жилья.
Основными функциями ДПК являются:
развивающая (раскрытие врожденных склонностей ребенка, формирование круга культурных интересов, обучение навыкам культурной и трудовой деятельности);
коммуникативная (формирование у детей потребности в групповом и межличностном общении, обучение навыкам общения, регулярное включение в сферу "клуба", организация социального поиска);
рекреационная (физическое развитие, коллективный отдых, игры и развлечения).
В настоящее время функциональная структура ДПК недостаточно развита и еще окончательно не определилась. Сеть ДПК сформирована не полностью и находится в состоянии постоянного территориального изменения и функциональных трансформаций.
Действующие сегодня ДПК охватывают занятиями около 10-11% детей 4-17 лет, в том числе доля охвата старших дошкольников составляет 2-3% и школьников - 10-20% общей численности этих возрастных групп. Обеспеченность составляет, в среднем по городу, около 19 занимающихся на 1000 жителей.
Вследствие недостаточного развития и неравномерного размещения ДПК на территории города, показатели охвата детей и обеспеченности в разных частях Москвы различны. Наибольшие их значения фиксируются в Центральном административном округе и Зеленограде, где они в 2,5-3 раза выше, чем в округах периферийного пояса.
Радиусы зон обслуживания ДПК, как правило, завышены против рекомендуемых и достигают 20 и более минут пешеходной доступности. Более половины детей дошкольного и младшего школьного возраста проживают за пределами расчетной зоны 10-минутной доступности ДПК, что препятствует регулярному посещению этих учреждений.
Сеть современных ДПК не имеет стабильной и достаточно развитой материальной базы. Ее материальный фонд представлен, в основном, блоками помещений, встроенными в первые, полуподвальные или подвальные этажи жилых домов и нередко территориально разобщенными. Они, как правило, не являются собственностью ДПК и арендуются в жилом фонде, а также у школ, детских учреждений и т.п.
Большинство помещений и зданий, занимаемых ДПК, технически не приспособлено и технологически недостаточно оснащено, требует капитального ремонта и реконструкции.
Более 2/3 учреждений не имеют земельных участков. Размеры имеющихся участков нередко занижены и не могут обеспечить минимум необходимых физкультурно-оздоровительных занятий на открытом воздухе.
Нормативная база по проектированию сети и зданий ДПК отсутствует. Градостроительный норматив на детские досуговые группы, рекомендуемый МГСН 1.01-97, не может быть прямо применен для формирования сети ДПК, так как он не расчленен в соответствии с возрастной структурой детской аудитории по месту жительства и требует уточнения и проверки с точки зрения сложившегося спроса, а также пригодности для формирования номенклатуры типов ДПК. Отсутствуют также нормативные и методические разработки по проектированию блоков помещений и зданий ДПК, соответствующих планировочным и социально-демографическим особенностям Москвы.
В связи с изложенным, целью настоящих Рекомендаций является:
определение функционального назначения и места ДПК в системе детских внешкольных учреждений;
определение их градостроительных характеристик (включая территориальную организацию и сетевые расчетные показатели) и типологической структуры;
разработка требований и рекомендаций по составу и площадям помещений и архитектурно-планировочным решениям основных типов блоков и зданий ДПК.
Рекомендации охватывают архитектурно-градостроительные вопросы проектирования ДПК, в том числе:
назначение, функциональное место ДПК в системе детских внешкольных учреждений;
организация сети и архитектурно-планировочные решения блоков помещений и зданий.
Вопросы проектирования объектов ДПК, в том числе пожарной, санитарной, экологической безопасности; конструктивные, технологические, акустические, сантехнические, электротехнические и т.п. следует решать в соответствии с требованиями нормативно-методических документов в строительстве, действующих на территории Москвы, а также справочников и рекомендаций.
4. Общие положения
Назначение и место детско-подростковых клубов в системе детских внешкольных учреждений
4.1 Функционально-пространственная организация системы детских внешкольных учреждений представляет собой многоступенчатую структуру (см. вып.1, раздел 4.2). Первый уровень системы формируется двумя основными типами ДПК по месту жительства:
а) детскими домовыми клубами (ДДК) или одиночными кружками, максимально приближенными к жилью;
б) микрорайонными разновозрастными клубами (МРК), включающими узкопрофильные кружки, студии и секции.
4.2 Назначение ДДК - первичное включение в культуру, выявление склонностей и развитие способностей, знакомство с различными видами занятий, начальное овладение умениями и навыками культурной деятельности и труда (на стадии кустарного производства), формирование круга интересов, а также развлечения и физическое развитие ребенка.
Профилирующим контингентом ДДК являются дети 4-14 лет. Зона обслуживания - группа жилых домов в радиусе 200-300 м.
4.3 Назначением МРК является начальная специализация в избранном виде культурной и трудовой деятельности (на стадии коллективного артельного производства), формирование познавательной потребности и потребности в групповом и межличностном общении.
Профилирующими контингентами микрорайонных многопрофильных клубов являются школьники 11-18 лет. Зона обслуживания этих учреждений - микрорайон с радиусом до 500 м.
Оба названных типа детских внешкольных учреждений по месту жительства ориентированы на поисковые формы поведения детей. Они обеспечивают функции первичного социокультурного развития в областях культурной и технической деятельности, а также физического развития. Их многофункциональность создает наилучшие условия для ориентации детей в сфере культуры и выбора занятий, наиболее отвечающих способностям и склонностям индивида, формированию и закреплению определенных культурных интересов. Соединение в них поисковых функций, обучения и физкультурно-оздоровительных занятий, осуществляемых на фоне общения между различными возрастными группами детей и взрослых, позволяет определить эти учреждения как двухуровневые комплексы местных многопрофильных детско-подростковых клубов (центров) по месту жительства, профилирующими контингентами которых являются дети старшего дошкольного и школьного возраста.
5. Организация сети детско-подростковых клубов
Расчет сети
5.1 Общую потребность в детско-подростковых клубах (ДПК) рекомендуется принимать из расчета охвата этими учреждениями 20% детей школьного (7-18) и 3% детей старшего дошкольного возраста (4-6 лет), проживающих на расчетной территории в зоне обслуживания ДПК*.
_____________
* Увеличение процента охвата школьников сетью ДПК (как это считают желательным специалисты Координационно-методического Совета Комитета по делам семьи и молодежи) возможно в рамках структуры системы детских внешкольных учреждений путем перераспределения нагрузок между ними
5.2 Зона обслуживания ДПК определяется в границах муниципальных районов: для детей младшего школьного и старшего дошкольного возрастов - в радиусе 200-300 м, для школьников среднего и старшего возраста - в радиусе 500 м (в пределах микрорайона).
5.3 Для укрупненных расчетов сети на ближайшую перспективу может приниматься расчетный показатель 32 (31+1) занимающихся в ДПК на 1000 жителей, соответствующий современной демографической структуре населения Москвы (дети школьного возраста -15,5% и дошкольники 4-6 лет - 3,9% населения города).
5.4 При необходимости более точных расчетов потребности в ДПК на территории отдельных административных округов, ввиду существующих значительных различий между ними в демографической структуре, следует пользоваться местным сетевым показателем (Nn), характерным для каждой конкретной территории. Он определяется по формуле:
где: Nn - искомый местный расчетный показатель количества занимающихся на 1000 жителей n-ой расчетной территории;
П - рекомендуемый процент охвата сетью ДПК детей школьного или старшего дошкольного возраста;
Дn - количество детей данной расчетной группы, постоянно проживающих на расчетной территории, на 1000 жителей.
.....стимости* существующих и сохраняемых на расчетный срок ДПК, расположенных на расчетной территории: муниципального района или микрорайона, а также - прогнозируемые на расчетный срок демографические показатели, - в соответствии со следующими формулами:
________________
* Текст соответствует оригиналу. - Примечание "КОДЕКС".
где: П - общая потребность в ДПК (занимающихся);
Ди Д - число детей школьников и дошкольников (4-6 лет), проживающих в границах расчетной территории (чел.);
Д - дефицит вместимости в сети ДПК на данной территории (занимающихся);
- суммарная вместимость существующих и сохраняемых на расчетный срок ДПК, расположенных на расчетной территории (занимающихся).