Статус документа
Статус документа

Правила техники безопасности при монтаже оборудования компрессорных станций на магистральных газопроводах

Грузовые канаты и чалочные приспособления



171. Все грузовые, стреловые, тяговые и вспомогательные канаты и грузозахватные устройства, предназначенные для захвата или удержания груза, должны удовлетворять общесоюзным стандартам или техническим условиям на их изготовление.

172. На все грузоподъемные канаты необходимо иметь паспорта (свидетельства) завода-изготовителя; обычно они хранятся в организации, ведущей монтажные работы.

173. Канаты, полученные без указанного свидетельства, следует подвергнуть испытанию.

Нельзя использовать в работе канаты, не имеющие свидетельства об их испытании.

174. На всех такелажных и погрузочно-разгрузочных работах, связанных с монтажом оборудования компрессорных станций, необходимо применять только стальные канаты, выпускаемые заводами СССР в соответствии с ГОСТ 3241-55.

175. Допускать петлеобразные заломы стальных канатов, так же как и сращивать грузовые канаты, запрещается.

176. Пересечение и соприкосновение канатов с электрокабелями и электропроводами запрещаются.

177. Коэффициент запаса прочности грузовых и чалочных канатов определяется, исходя из условий их работы. Например, у грузовых канатов мостовых, гусеничных и автомобильных кранов, используемых на монтаже компрессорного, насосного и силового оборудования станций, коэффициент запаса прочности должен быть не менее 6,0.

Для чалочных канатов (стропов), имеющих на концах крюки, кольца и серьги для подвешивания груза, коэффициент запаса прочности следует принимать 6,0.

Для обвязки роторов цилиндров и станин при монтаже турбокомпрессоров и других деталей весом до 50 т коэффициент запаса прочности чалочных канатов должен быть не менее 8,0.

178. За исправным состоянием каната надо установить строгий контроль. Бригадир или мастер перед началом смены должен осмотреть все используемые канаты.

179. Стальные грузовые и чалочные канаты  бракуются в зависимости от количества оборванных проволок на одном шаге свивки каната (см. приложение 4).

180. При подвеске блоков и талей к треногам, козлам, крюкам и т. п. канаты следует закреплять зажимами. Надежность закрепления канатов ежедневно перед началом работы обязан проверять бригадир монтажников, механик или другое ответственное лицо, назначенное приказом руководителя работ.

181. Стальные канаты, имеющиеся на машинах и механизмах, необходимо регулярно (ежемесячно) промывать и смазывать канатной мазью.

182. Для чалочных приспособлений можно также использовать грузовые и тяговые сварные калиброванные и некалиброванные цепи круглого сечения.

183. В процессе эксплуатации испытывать чалочные канаты надо через каждые 6 месяцев нагрузкой, вдвое превышающей расчетную грузоподъемность. Время действия нагрузки - 10 мин.

Кроме того, нужно через каждые 10 дней осматривать чалочные приспособления и результаты осмотра заносить в специальный журнал.

184. Петли на концах канатов надо выполнять с применением коушей, заплетая свободный конец каната или установив зажим. Количество пробивок каждой пряди должно быть не менее указанного в табл. 2 (последовательность заплетки канатов см. в приложении 5).

Таблица 2

  

Число пробивок (не менее)

Диаметр каната, мм

каждой  прядью

половинным числом прядей или всеми прядями половинного сечения

До 15

3

1

15-28

4

1

28-60

5

1



185. Для крепления каната необходимо применять зажимы таких конструкций (см. приложение 6), при которых исключается возможность выскальзывания каната. Количество зажимов определяется при проектировании грузоподъемной машины. Число зажимов должно соответствовать указанному в табл. 3, но быть не менее трех.

Таблица 3

Диаметр
стального каната, мм

Количество
сжимов, шт.

Расстояние между сжимами, мм

До 9,2

3

 80

12,5-15,5

3

100

17,5

3

120

19,5

4

120

21,5

4

140

24,0

5

150

28,0

6

180

34,0

7

230