• Текст документа
  • Статус
Недействующий



РАЗРАБОТАНА на основе ранее действовавшей инструкции с учетом опыта работы органов Госгортехнадзора, предприятий, организаций и происшедших за последние годы изменений в области расследования и учета аварий. Инструкция устанавливает порядок технического расследования аварий и является обязательной для работников министерств (ведомств) и предприятий (организаций), подконтрольных Госгортехнадзору СССР. С выходом в свет настоящей Инструкции отменяется действие Инструкции по расследованию аварий, не повлекших за собой несчастных случаев, на подконтрольных Госгортехнадзору СССР предприятиях и объектах, утвержденной Госгортехнадзором СССР 26 сентября 1967 года.

СОГЛАСОВАНА с ВЦСПС 20 февраля 1985 г.

УТВЕРЖДЕНА Госгортехнадзором СССР 11 июля 1985 г.


Настоящая Инструкция устанавливает общие положения и основные требования к техническому расследованию и учету аварий, не повлекших за собой несчастных случаев. Изложен порядок назначения комиссий по расследованию несчастных случаев и их состав. Приведены документы, которые необходимо составить при расследовании аварий. Определены обязанности и ответственность руководителей за аварии и несвоевременное извещение о них. Дано распределение аварий по категориям в зависимости от последствий для различных отраслей народного хозяйства. Приведены формы акта на расследование аварий и журнала их регистрации.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1.1. Настоящая Инструкция устанавливает порядок технического расследования и учета аварий, не повлекших за собой несчастных случаев, на подконтрольных Госгортехнадзору СССР предприятиях и объектах.

К авариям следует относить внезапное полное или частичное повреждение оборудования (транспортных средств, машин, механизмов, агрегатов или ряда их), разрушение зданий, сооружений, горных выработок и т.п., случаи взрывов, вспышек, загрязнений пылегазовоздушных смесей, внезапных выделений токсичных и других газов, внезапного высвобождения различных видов энергии, вызвавшие длительное (как правило, более смены) нарушение производственного процесса или приведшие к полной или частичной потере производственных мощностей, их простою или снижению объемов производства, а также характер которых и возможные последствия представляют потенциальную опасность для производства, жизни и здоровья людей.

Распределение аварий по категориям (в зависимости от последствий) для разных отраслей приведено в прил. 1.

Примечания: 1. Случаи нарушений технологических процессов, нормальной работы оборудования, временные остановки производства в результате срабатывания автоматических защитных блокировок и другие локальные нарушения в работе цехов, участков и отдельных видов технологического оборудования, вследствие которых не произошли разрушения либо повреждения оборудования, машин или механизмов, и не соответствующие по характеру и последствиям, перечисленным в прил. 1, относятся к производственным неполадкам и расследуются и учитываются инженерно-техническим персоналом предприятий и организаций в порядке, установленном соответствующим министерством или ведомством.

2. Последствия использования взрывчатых материалов не по назначению должны расследоваться с учетом положений Инструкции о порядке технического расследования и учета утрат взрывчатых материалов на предприятиях, в организациях и на объектах, подконтрольных Госгортехнадзору СССР.

1.2. Руководитель предприятия обязан незамедлительно сообщить о происшедшей аварии вышестоящей хозяйственной организации, инспектору или инспекции (управлению округа) госгортехнадзора, техническому инспектору труда профсоюза, курирующему предприятие, и органам прокуратуры по месту нахождения предприятия в установленном порядке.

Руководители предприятий обязаны сообщать местным органам госгортехнадзора также и о серьезных неполадках для согласования участия в необходимых случаях их представителей в составе комиссий по расследованию отдельных неполадок.

1.3. Управления округов и госгортехнадзоры союзных республик передают в Госгортехнадзор СССР в соответствии с установленным порядком оперативные сведения о происшедших на подконтрольных предприятиях авариях.

1.4. Контроль за соблюдением установленного настоящей Инструкцией порядка расследования и учета аварий, а также за своевременным выполнением мероприятий по устранению причин, вызвавших аварию, осуществляют вышестоящие хозяйственные организации, министерства, ведомства, органы госгортехнадзора, комитеты и советы профсоюзов.

2. РАССЛЕДОВАНИЕ И УЧЕТ АВАРИЙ


2.1. Расследование имеет целью установить причины аварии, наметить меры по устранению ее последствий, определить материальный ущерб и разработать необходимые мероприятия для предупреждения аналогичных аварий на данном и других родственных предприятиях.

2.2. Аварии расследуют комиссии, в состав которых входят представители хозяйственных организаций, органов госгортехнадзора и профсоюзных организаций.

Приказы (распоряжения) о назначении комиссий издают:

по расследованию аварий I категории - вышестоящая хозяйственная организация (министерство, ведомство, промышленное или производственное объединение, управления и отделы исполкомов местных Советов народных депутатов по объектам, непосредственно им подчиненным) по согласованию с соответствующими органами госгортехнадзора и профсоюзными организациями;

по расследованию аварий II категории - вышестоящая хозяйственная организация, производственное объединение или предприятие, на котором произошла авария, при прямом его подчинении министерству, по согласованию с органами госгортехнадзора и профсоюзными организациями.

В зависимости от конкретных условий (характера и возможных последствий аварии) комиссия может быть создана приказом Госгортехнадзора СССР (горгортехнадзора союзной республики), согласованным с министерством (ведомством) и ЦК соответствующего профсоюза, или расположением правительственных органов.

Председателями комиссий по расследованию аварий I и II категорий назначаются представители как хозяйственных организаций, так и органов госгортехнадзора по согласованию между ними.

При расследовании аварии на объектах котлонадзора или подъемных сооружениях председателем комиссии назначается представитель госгортехнадзора. При этом приказ издается органом надзора по согласованию с организациями, работники которых вводятся в состав указанной комиссии.

2.3. Органы Госгортехнадзора СССР имеют право в необходимых случаях самостоятельно расследовать обстоятельства и причины аварии и по результатам расследования принимать решения, выполнение которых обязательно для подконтрольных предприятий и организаций. При этом состав комиссии определяется управлением округа или госгортехнадзором союзной республики.

2.4. В состав комиссии должны входить:

а) при расследовании аварии I категории - руководитель вышестоящей хозяйственной организации или ее структурного подразделения, представитель инспекции, управления округа или госгортехнадзора союзной республики и представитель профсоюзной организации (данного предприятия, теркома, обкома или совета профсоюзов);

б) при расследовании аварии II категории - представитель вышестоящей организации или руководитель предприятия или его служб (при прямом подчинении предприятия министерству), представители органов госгортехнадзора (работники управления округа, начальник инспекции или его заместитель, участковый инспектор).

В необходимых случаях для участия в расследовании аварии могут привлекаться представители и других организаций (научно-исследовательских, проектных, конструкторских, заводов-изготовителей и т.п.).

2.5. Комиссия по расследованию аварии должна без задержки начать расследование причин аварии и в течение 10 дней составить акт расследования по прилагаемой форме (прил. 2), оформить другие необходимые документы и материалы, указанные в п. 2.9.

Акт подписывается членами комиссии.

Срок расследования может быть увеличен организацией, назначившей комиссию, в зависимости от характера аварии и необходимости проведения дополнительных исследований и экспертиз.

2.6. Комиссия по расследованию аварии имеет право получать в ходе расследования письменные и устные объяснения от очевидцев происшедшего, должностных и других лиц.

По требованию комиссии предприятие (организация) обязано обеспечить за его счет:

привлечение к расследованию специалистов-экспертов, выполнение расчетов, лабораторных исследований, изготовление фотоснимков, эскизов поврежденных объектов и места аварии и других документов, необходимых для выяснения обстоятельств и причин аварии;

предоставление спецодежды, средств индивидуальной защиты, транспортных средств и средств связи, необходимых для расследования;

печатание и размножение в необходимом количестве материалов расследования аварии.

Экспертная комиссия назначается распоряжением председателя комиссии по расследованию аварии. Этим же распоряжением назначается председатель экспертной комиссии.

Вопросы, требующие экспертного заключения, ставятся в письменной форме. Материалы экспертной комиссии, подписанные всеми ее членами, должны представляться комиссии по расследованию аварии в машинописном виде.

2.7. В ходе расследования комиссия классифицирует аварию, выясняет обстоятельства, предшествовавшие аварии, устанавливает ее причины, характер нарушений условий эксплуатации оборудования, технологических процессов, нарушений правил и норм по технике безопасности, устанавливает состав лиц, ответственных за происшедшую аварию, намечает мероприятия по ликвидации ее последствий и предотвращению повторения подобных аварий, определяет размер (процент) разрушений и материальный ущерб, причиненный зданиям, сооружениям, оборудованию, подготовленным к выемке запасов полезных ископаемых, полуфабрикатов и готовой продукции предприятия, а также народнохозяйственным объектам вне предприятия.

Примечания: 1. Экономический ущерб от аварии подсчитывается предприятием. Документ об учете экономических последствий аварии, подписанный руководителем предприятия, прилагается к акту расследования аварии.

Данные указанного документа используют для подсчета итогового размера экономического ущерба от аварии (п. 9 акта), а также для формирования статистической (“Отчет о пожарах и ущербе” - формы № 12-ПО и 13-ПО, “Отчет о пострадавших на производстве, авариях и затратах на мероприятия по охране труда” - форма 7-т) и другой отчетности.

2. Экономический ущерб от аварии рекомендуется подсчитывать с учетом следующих основных статей расхода:

прямые убытки - непредусмотренные выплаты заработной платы за все работы, связанные с ликвидацией аварии, и стоимость полностью или частично выведенных из сферы производства материальных ценностей (оборудование, сырье, коммуникации, горные выработки и т.п.);

затраты производственные - дополнительные затраты материальных, финансовых и трудовых ресурсов для ремонта и восстановления аварийных объектов или их звеньев.

При этом учитываются суммы и объемы материальных затрат, включаемые в первичную учетно-отчетную документацию предприятия.

По авариям на объектах котлонадзора и подъемных сооружениях экономический ущерб не подсчитывают.

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт».

Что вы получите:

После завершения процесса оплаты вы получите доступ к полному тексту документа, возможность сохранить его в формате .pdf, а также копию документа на свой e-mail. На мобильный телефон придет подтверждение оплаты.

При возникновении проблем свяжитесь с нами по адресу spp@kodeks.ru

Инструкция по техническому расследованию и учету аварий, не повлекших за собой несчастных случаев, на подконтрольных Госгортехнадзору СССР предприятиях и объектах

Название документа: Инструкция по техническому расследованию и учету аварий, не повлекших за собой несчастных случаев, на подконтрольных Госгортехнадзору СССР предприятиях и объектах

Вид документа: Приказ Госгортехнадзора СССР

Принявший орган: Госгортехнадзор СССР

Статус: Недействующий

Опубликован: Официальное издание

М.: Недра, 1986 год

Дата принятия: 11 июля 1985

Информация о данном документе содержится в профессиональных справочных системах «Кодекс» и «Техэксперт»
Узнать больше о системах