Статус документа
Статус документа

ПБ 10-77-94

ПРАВИЛА УСТРОЙСТВА И БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЭСКАЛАТОРОВ

УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Госгортехнадзора России от  02.08.94 N 47

ВНЕСЕНЫ изменения и дополнения N 1, утвержденные постановлением Госгортехнадзора России от 24.03.97 N 13

Ответственные исполнители:

B.C.Котельников, B.C.Глухов, В.Ф.Иванов, С.К.Иванов, О.С.Киселев, В.Я.Комиссаров, Е.В.Монфред, И.Н.Поминов


Настоящие Правила являются переработанным и дополненным изданием Правил устройства и безопасной эксплуатации эскалаторов, утвержденных Госгортехнадзором СССР 27.12.77 г.

Новая редакция Правил учитывает опыт организаций и предприятий, накопленный при проектировании, изготовлении, монтаже, эксплуатации, ремонте, модернизации (реконструкции) эскалаторов.

В Правилах учтены отдельные требования зарубежных стандартов по эскалаторам.

Правила устройства и безопасной эксплуатации эскалаторов обязательны для всех предприятий (организаций) независимо от форм собственности, занимающихся проектированием, изготовлением, монтажом, эксплуатацией, ремонтом, модернизацией (реконструкцией) эскалаторов.

Настоящие Правила вводятся в действие с 1 ноября 1995 г. При этом утрачивают силу Правила, утвержденные Госгортехнадзором СССР 27.12.77 г.


1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Правила устройства и безопасной эксплуатации эскалаторов (далее - Правила) устанавливают требования к устройству, проектированию, изготовлению, монтажу, модернизации (реконструкции), ремонту и эксплуатации эскалаторов.

1.2. Настоящие Правила распространяются на:

а) тоннельные эскалаторы;

б) поэтажные эскалаторы.

1.3. Определения основных терминов, используемых в эскалаторостроении и примененных в тексте настоящих Правил, приведены в приложении 1.


2. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

2.1. Эскалаторы должны быть спроектированы, изготовлены, смонтированы и эксплуатироваться в соответствии с требованиями настоящих Правил, а также строительных норм и правил.

При конструировании и эксплуатации поэтажных эскалаторов и пассажирских конвейеров (движущихся тротуаров) могут быть использованы Рекомендации по устройству и эксплуатации эскалаторов и пассажирских конвейеров, одобренные Госгортехнадзором России.     

2.2. Электрическое оборудование эскалатора, его монтаж, электроснабжение и заземление должны отвечать Правилам устройства электроустановок (ПУЭ), а для тоннельных эскалаторов, кроме того, требованиям по проектированию метрополитенов.

2.3. Эксплуатация электрического оборудования эскалаторов должна производиться в соответствии с Правилами эксплуатации электроустановок потребителей и Правилами техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей.

2.4. Конструкция эскалатора должна соответствовать требованиям противопожарной безопасности.

2.5. Организация, осуществляющая закупку эскалаторов за рубежом, должна сопоставлять правила безопасности страны-поставщика (фирмы, организации и т.п.) с настоящими Правилами.

Сопоставление правил должно проводиться с привлечением специализированной по эскалаторам организации, имеющей соответствующее разрешение (лицензию) Госгортехнадзора России.

Если нормы и требования правил безопасности страны-поставщика могут привести к понижению уровня безопасности по сравнению с настоящими Правилами, то имеющиеся расхождения должны быть согласованы с Госгортехнадзором России до оформления документов на закупку эскалаторов.

2.6. Техническая документация на эскалаторы иностранного производства, поставляемая заказчику вместе с эскалатором, должна быть выполнена на русском языке, а условные обозначения электрических и иных схем должны соответствовать требованиям государственных стандартов России.

2.7. При обнаружении недостатков конструкции или изготовления импортных эскалаторов претензии к поставщику должны предъявляться через организацию, осуществившую закупку эскалаторов.

2.8. Эскалатор и его узлы должны обеспечивать заданную прочность и надежность, быть безопасны и удобны для пользования, осмотра, технического обслуживания, ремонта и смазки.

2.9. В случае расстыковки лестничного полотна конструкция эскалатора должна обеспечивать сохранность геометрической формы рабочей ветви лестничного полотна.

2.10. В конструкции эскалатора должны быть предусмотрены устройства, препятствующие подъему ступени перед входными площадками.

2.11. Крепление разъемных соединений должно исключать их самопроизвольное разъединение.

2.12. В составных частях эскалатора, передающих крутящий момент, применение посадок с гарантированным натягом без дополнительного крепления (шпонками, болтами и т.п.) не допускается.

2.13. Составные части эскалатора должны быть защищены от коррозии в соответствии с их климатическим исполнением по ГОСТ 9.104.

2.14. Неподвижные оси, служащие опорой для блоков, роликов и прочих вращающихся деталей, должны быть надежно укреплены и снабжены приспособлениями, обеспечивающими их неподвижность.

2.15. Легкодоступные части эскалатора, находящиеся в движении (звездочки, зубчатые колеса, цепи тяговые и приводные, валы с выступающими болтами и шпонками и т.п.), должны быть закрыты ограждениями, обеспечивающими безопасность обслуживающего персонала, но допускающими удобный осмотр, смазку и техническое обслуживание. При необходимости ограждения могут быть съемными.

2.16. К механизмам, предохранительным устройствам, электрооборудованию, требующим обслуживания, должен быть обеспечен безопасный доступ. Для этой цели в  необходимых случаях должны быть устроены площадки, съемные ограждения, лестницы и специальные приспособления.

2.17. Конструкция эскалатора должна предусматривать устройства (кожухи, поддоны и т.п.), защищающие механизмы и электрооборудование, находящиеся в зоне прохождения и опрокидывания ступеней, от попадания пыли и грязи.

2.18. Освещенность наружных частей эскалатора, машинного помещения, натяжной станции и проходов тоннельных эскалаторов должна отвечать санитарным нормам.

2.19. Эксплуатационные документы на эскалатор разрабатываются в соответствии с ГОСТ 2.601, а ремонтные документы  - в соответствии с ГОСТ 2.602.

3. ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ, РАЗМЕРЫ И НАГРУЗКИ ЭСКАЛАТОРОВ

3.1. Основные параметры эскалаторов должны соответствовать указанным в приложении 2.

3.2. Основные размеры и схема устройства эскалатора должны соответствовать таблице и рис.1 приложения 3.

3.3. Основные нагрузки, используемые при расчете и испытаниях эскалаторов и его элементов, должны соответствовать указанным в приложении 4.

3.4. Расчет, проверка прочности и прогиба металлоконструкции производятся в соответствии с нагрузками, указанными в приложении 4.

3.5. Коэффициенты запаса при расчете на прочность определяются как отношение разрушающей нагрузки к наибольшему усилию, возникающему в рассчитываемом элементе при нагрузках, соответствующих указанным в приложении 4.

3.6. Коэффициенты запаса прочности для тяговых и приводных цепей должны быть не менее 7, для ступеней и поручней - не менее 5.

3.7. Фактический запас прочности тяговой цепи определяется на стенде. Для этого отбирают не менее двух однотипных отрезков (плетей) цепи из партии не более 200 плетей и доводят их до разрушения, при этом должно быть выполнено требование п.3.6.

Допускается доводить до разрушения отобранные плети отдельными отрезками длиной не менее 600 мм.

Эти испытания цепей должны проводиться совместно с осями ступеней, вставленными в отверстия полых валиков.

Допускается не доводить цепи до разрушения, если нагрузка при испытаниях превысила на 5% разрушающую нагрузку.

Каждая плеть цепи должна быть проверена на стенде под нагрузкой, превышающей в 2 раза наибольшее расчетное натяжение при эксплуатационной нагрузке. После испытания плеть не должна иметь остаточных деформаций или распрессовки деталей цепи.

3.8. Фактический запас прочности ступени должен определяться испытанием ее на стенде, для чего отбирают два образца (с осями ступени) от изготавливаемой партии* и доводят их до разрушения, при этом должно быть выполнено требование п.3.6.

_________________

* Под партией понимается группа ступеней, изготовленная по единой конструкторской документации и единому технологическому процессу предприятия-изготовителя в количестве не более 10000 шт. за период времени не более одного года.

Прочность каждой изготовленной или отремонтированной ступени проверяется на стенде статической нагрузкой:     

Ширина ступени, мм

Нагрузка, Н

1000

3200

800

2400

600

1600

             

От каждой партии вновь изготовленных ступеней не менее чем на двух ступенях должны быть проведены динамические испытания согласно методике проектирующей эскалаторы организации.

В методике проведения динамических испытаний должны быть учтены максимальные усилия, возникающие на верхних криволинейных участках лестничного полотна.

Ступень после испытания не должна иметь остаточных деформаций (отклонений от размеров, установленных чертежом).

3.9. Стрела упругого прогиба металлоконструкции под действием нагрузки не должна превышать для тоннельных эскалаторов 1/1000, а для поэтажных - 1/750 расстояния между опорами пролетной металлоконструкции.

3.10. Стрела упругого прогиба плит перекрытия с учетом их собственного веса и строительного покрытия плит под действием нагрузки  должна быть не более 1/600 пролета.

3.11. Стрела упругого прогиба направляющих бегунков под действием нагрузки должна быть не более 1/1000 величины пролета, причем при расчете криволинейных направляющих должны учитываться дополнительные усилия от тяговых цепей.

3.12. Упругий прогиб фартука балюстрады под воздействием приложенной перпендикулярно к поверхности нагрузки в 1500 Н на площади 0,0025 м между опорами не должен превышать 4 мм.

Остаточная деформация не допускается.

3.13. Рабочий тормоз должен обеспечивать не менее чем двукратный запас тормозного момента при удержании лестничного полотна с максимальной пассажирской нагрузкой .

3.14. При применении двух и более рабочих  тормозов каждый из них должен иметь запас тормозного момента для удержания лестничного полотна, находящегося под максимальной нагрузкой, не менее 1,1.

3.15. Фактический запас прочности поручня проверяется на предприятии - изготовителе поручня. Нагрузка принимается в соответствии с приложением 4. Вместе с поручнем поставляется его паспорт.     

4. МАТЕРИАЛЫ ОТВЕТСТВЕННЫХ СВАРНЫХ КОНСТРУКЦИЙ.
СВАРКА И КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА СВАРКИ


4.1. Материалы (основные и сварочные) для изготовления и ремонта элементов ответственных сварных конструкций эскалатора должны выбираться с учетом температурных условий эксплуатации, транспортирования и монтажа оборудования в соответствии с указаниями по выбору материалов для сварных стальных конструкций эскалаторов, разработанными организацией, имеющей лицензию Госгортехнадзора России.

К ответственным (расчетным) сварным конструкциям относятся:

каркас ступени;

конструкции подъемно-транспортного оборудования машинного помещения;

входная площадка;

рама и плиты перекрытия, а также их опоры;

направляющие рабочей ветви лестничного полотна;

рычаги и рамы тормозов;

металлоконструкции зон;

отдельные конструкции площадок обслуживания и ограждений.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs