4.1.1. Систему формируют внешкольные учреждения, ориентированные на обслуживание детей школьного возраста во внеучебное время.
4.1.2. Целью системы является обеспечение условий для социального и культурного развития образования детей школьного возраста.
4.1.3. Основными функциями системы являются:
развивающая (раскрытие врожденных склонностей ребенка и развитие их до уровня творческих способностей, формирование круга культурных интересов, обучение навыкам культурной деятельности, развитие потребности в самосовершенствовании и активной творческой деятельности, непрерывное повышение культурного потенциала);
коммуникативная (формирование у детей потребности в групповом и межличностном общении, обучение навыкам общения, организация сферы социального поиска);
обучающая (эстетическое и политехническое образование, освоение навыков и норм индивидуальной и коллективной деятельности, профессиональная ориентация и допрофессиональная и профессиональная подготовка);
воспитательная;
обеспечивающая физическое развитие, коллективный отдых и развлечения.
4.1.4. Названные функции дифференцируются между отдельными видами детских учреждений, выступая в качестве профилирующих, определяющих их назначение, специализацию и тип. На этом основании формируется типологический ряд учреждений, обеспечивающих непрерывность и восходящую направленность развития ребенка, последовательное включение в различные виды деятельности, соответствующие возрастному состоянию его психики и развивающие его способности.
4.1.5. Непрерывность и поступательность развитая обеспечивается преимущественной ориентацией отдельных групп учреждений последовательно на поисковое, поисково-целевое и целевое поведение ребенка. В типологии это находит отражение в соответственном переходе от многопрофильных к однопрофильным, все более узко специализированным учреждениям.
4.1.6. Система детских внешкольных учреждений включается в общую систему культурного обслуживания Москвы как ее составная часть, ориентированная на обслуживание населения детско-подростковых возрастов.
4.1.7. Система детских внешкольных учреждений функционально связана с одной стороны - с системой образования, с другой - с институтом семьи, принимая на себя часть задач образования и социального воспитания, осуществляемых вне школы.
4.1.8. Зона влияния системы детских внешкольных учреждений охватывает территорию всей Москвы и ближайших поясов агломерации, обеспечивая преемственность и функциональные связи между городскими и местными учреждениями.
4.1.9. Формирование в Москве единой системы детских внешкольных учреждений осуществляется путем корректировки сложившейся типологии и функциональной структуры отдельных существующих учреждений, а также - создания новых типов учреждений, заполняющих “разрывы” в имеющемся наборе учреждений.
4.2. ФУНКЦИОНАЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СТРУКТУРА СИСТЕМЫ
ДЕТСКИХ ВНЕШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ*
______________
* См. схему на рис.1
4.2.1. Исходными объектами развивающей системы детских внешкольных учреждений являются многопрофильные и профильные детские клубы по месту жительства, кружки, студии и детские объединения при общеобразовательных школах и профессиональных клубах. Здесь происходит первичное знакомство со сферой культуры и освоение детьми навыков деятельности и группового общения. Эти объекты располагаются на уровне микрорайона с радиусом обслуживания до 10 минут пешеходной доступности (500-700 м).
4.2.2. Следующим (по месту в системе) детским внешкольным учреждением, обеспечивающим приобщение к культуре, ориентацию в ее областях, знакомство с различными видами культурной деятельности и социальную адаптацию, являются учреждения дополнительного образования - которые формируются на базе бывших Домов пионеров и школьников (ДПШ) - современных Центров детского творчества (ЦДТ). Сюда приходят дети с любым, практически с нулевым культурным потенциалом. В этих многопрофильных учреждениях предоставляется широкий набор деятельностей в сферах искусства, науки, техники, что позволяет детям путем смены занятий определиться в своих интересах и склонностях и сделать первичный выбор одной из сфер. Эти детские центры располагаются на уровне муниципальных округов (жилых районов) с радиусом обслуживания до 15 минут транспортно-пешеходной доступности (1-1,5 км).
4.2.3. Развитие структуры системы происходит по нескольким направлениям, формирующим отдельные группы учреждений, которые обеспечивают дальнейшую специализацию в ряде сфер: искусства, научно-технической и др.
4.2.4. В группе учреждений, обеспечивающих деятельность с сфере искусства, первую ступень образуют ДШИ, в которых реализуется функция поиска интереса и первичного выбора области искусства и вида деятельности, Этот тип многопрофильного учреждения ориентирован на прием массового контингента детей без ограничений по уровню их способностей, специальной подготовки и культурного потенциала. Здесь создаются условия для поисково-целевого поведения: широкого и детального знакомства с различными областями искусства и видами деятельности, в которых может себя попробовать ребенок, происходит формирование доминирующих интересов, выявление склонностей, обучение навыкам в избранном виде деятельности и, наконец, - профессиональная ориентация на фоне общего широкого эстетического образования.
Будучи наиболее массовыми учреждениями эстетического образования, ДШИ относятся к уровню муниципального округа с радиусом обслуживания до 15 минут пешком или на транспорте (т.е. до 1-1,5 км), что обеспечивает их пространственную доступность для детей всех возрастных групп.
4.2.5. Следующую ступень в специализации внешкольных учреждений представляют детские музыкальные, художественные, хореографические и т.п. школы и городские учреждения дополнительного образования. Они ориентированы на раннюю профессионализацию наиболее одаренных детей в узкой области искусства. Здесь реализуется чисто целевые формы деятельности. Их контингент - дети, определившиеся в своих способностях, интересах и целях. Их задача - обучение навыкам и нормам в избранной деятельности на уровне профессиональных знаний и умений, обеспечивающих им освоение видов деятельности, недоступных в условиях общеобразовательной школы, и поступление в специальные училища и ВУЗы.
Детские музыкальные, художественные, хореографические и другие школы и городские учреждения дополнительного образования являются объектами локально-городского значения, соответствующего рангу административного округа, и размещаются исходя из транспортной доступности в пределах 20 минут.
4.2.6. Дальнейшая профессиональная подготовка в избранной области искусства осуществляется в специальных средних и высших заведениях, размещаемых на общегородском уровне.
4.2.7. В рамках административного округа система детских внешкольных учреждений эстетического образования складывается из нескольких типологических групп, специализированных по областям искусства. Каждая из них включает учреждения трех уровней (п.п.4.2.4, 4.2.5, 4.2.6) с последовательно углубляющейся степенью специализации и профессионализации. В пределах каждой из таких групп может происходить перераспределение нагрузок, отражающих особенности конкретной градостроительной и социально-демографической ситуации.