Статус документа
Статус документа


РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ СЕТИ И ЗДАНИЙ ДЕТСКИХ
ВНЕШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ г.МОСКВЫ

Выпуск 1

Детские музыкальные школы и школы искусств


ПРЕДИСЛОВИЕ

1. РАЗРАБОТАНЫ   МНИИП объектов культуры, отдыха, спорта и здравоохранения Москомархитектуры (канд. архит. А.В.Лебедев, канд. архит. А.А.Шапиро).

2. СОГЛАСОВАНЫ Московским департаментом образования и Комитетом по культуре Москвы.

3. ПОДГОТОВЛЕНЫ к утверждению Архитектурно-техническим управлением Москомархитектуры (архит. Шалов Л.А., инж. Щипанов Ю.Б.).

4. УТВЕРЖДЕНЫ Указанием Москомархитектуры от 30.04.96 N 11.     

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ



Настоящие Рекомендации разработаны в соответствии с Программой по разработке Московских городских строительных норм, рекомендаций, пособий и других нормативно-методических материалов по проектированию, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 01.11.94 N 992.

Рекомендации разработаны как дополнение к нормативным документам в строительстве, действующим на территории г. Москвы, и распространяются на проектирование сети и вновь строящихся и реконструируемых зданий детских музыкальных школ (ДМШ) и детских школ искусств (ДШИ).

Рекомендации содержат основные положения и требования к размещению, участкам, территориям, функциональным и архитектурно-планировочным решениям ДМШ и ДШИ. В них также определены принципы территориальной организации сетей и типология ДМШ и ДШИ, предложены сетевые расчетные показатели, даны функционально-планировочные схемы учреждений, состав и площади помещений.

Рекомендации разработаны в целях реализации "Программы развития культуры Москвы", утвержденной постановлением Правительства Москвы от 02.09.94 г. N 638, в которой укрепление материальной базы детских учреждений культуры является приоритетной задачей на ближайшие годы и перспективу.

Материалы Рекомендаций могут применяться для составления заданий на проектирование сетей и зданий детских музыкальных школ и школ искусств в конкретных градостроительных ситуациях Москвы с учетом уровня развития существующей материальной базы.     

2. ССЫЛКИ НА НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ  ДОКУМЕНТЫ



В настоящих рекомендациях приведены ссылки на следующие нормативные и методические документы:

2.1. ВСН 2-85 “Нормы проектирования планировки и застройки Москвы”.

2.2. МГСН 1.01-94 “Временные нормы и правила проектирования и застройки Москвы”.

2.3. СН 441-72* “Указания по проектированию ограждений площадок и участков предприятий, зданий и сооружений”.

2.4. СНиП 2.08.02-89* “Общественные здания и сооружения”.

2.5. Рекомендации по проектированию зданий детских школ искусств, Москва, Стройиздат, 1984 г.

2.6. Руководство по учету потребностей инвалидов при градостроительном и объемном проектировании для г.Москвы и ЛПЗП,  Москва, НИАЦ АО “ГРАДО”,  1995 г.     

3. ВВЕДЕНИЕ



В Москве в настоящее время насчитывается 101 районная детская музыкальная школа с филиалами и 11 школ искусств с филиалами. Большая их часть размещается в приспособленных зданиях и помещениях жилых домов, бывших детских садов, общеобразовательных школ и домов пионеров и школьников (ДПШ). С начала 70-х годов было построено 14 зданий детских музыкальных школ по специальным проектам, в том числе две школы по индивидуальным, а остальные по типовым проектам трех модификаций. За редким исключением состав помещений, размеры их площадей и архитектурно-планировочные характеристики зданий ДМШ и ДШИ соответствуют современным требованиям учебно-педагогического процесса.

Исторически сложившаяся совокупность типов детских досуговых учреждений не является системным образованием. Она ведомственно и организационно разобщена, неупорядочена и разорвана функционально. Различные типы существующих учреждений фактически дублируют друг друга (например, ДПШ, ДШИ, ДМШ и ДХШ (детские художественные школы) являются  обучающими учреждениями со сходным набором видов деятельности и услуг). Нивелирование различий между ними обедняет типологическую структуру и ограничивает возможность выбора учреждений, соответствующих интересам и способностям детей. Между тем, Москва, как крупнейший культурный центр, имеет богатые кадровые возможности для обеспечения максимального разнообразия типологии детских учреждений, но реализует их далеко не полностью. Все это отрицательно сказывается на массовости и действенности мероприятий по широкому эстетическому воспитанию школьников Москвы.

Основная цель разработки Рекомендаций состоит в определении специфических функционально-типологических и градостроительных характеристик детских музыкальных школ и школ искусств в общей системе детских внешкольных учреждений Москвы, а также требований к составу помещений, площадям и планировочным решениям зданий ДМШ и ДШИ.

Рекомендации освещают общие положения по системе и организации сети, функциональной структуре и архитектурно-планировочным решениям зданий детских школ искусств и музыкальных школ.

Требования к акустике и защите от шума залов и классных комнат для музыкального отделения изложены в приложении 3.

Требования к инженерному и технологическому оборудованию и устройствам, а также к обеспечению комфортных условий наблюдения и форме зрительных залов приведены в действующих нормативных документах, справочных пособиях и рекомендациях по проектированию культурных и зрелищных учреждений.     

4. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

4.1. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ДЕТСКИХ
ВНЕШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ



4.1.1. Систему формируют внешкольные учреждения, ориентированные на обслуживание детей школьного возраста во внеучебное время.

4.1.2. Целью системы является обеспечение условий для социального и культурного развития образования детей школьного возраста.

4.1.3. Основными функциями системы являются:

развивающая (раскрытие врожденных склонностей ребенка и развитие их до уровня творческих способностей, формирование круга культурных интересов, обучение  навыкам культурной деятельности,  развитие потребности в самосовершенствовании и активной творческой деятельности, непрерывное повышение культурного потенциала);

коммуникативная (формирование у детей потребности в групповом и межличностном общении, обучение навыкам общения, организация сферы социального поиска);

обучающая (эстетическое и политехническое образование, освоение навыков и норм индивидуальной и коллективной деятельности, профессиональная ориентация и допрофессиональная и профессиональная подготовка);

воспитательная;

обеспечивающая физическое развитие, коллективный отдых и развлечения.

4.1.4. Названные функции дифференцируются между отдельными видами детских учреждений, выступая в качестве профилирующих, определяющих их назначение, специализацию и тип. На этом основании формируется типологический ряд учреждений, обеспечивающих непрерывность и восходящую направленность развития ребенка, последовательное включение в различные виды деятельности, соответствующие возрастному состоянию его психики и развивающие его способности.

4.1.5. Непрерывность и поступательность развитая обеспечивается преимущественной ориентацией отдельных групп учреждений последовательно на поисковое, поисково-целевое и целевое поведение ребенка. В типологии это находит  отражение  в  соответственном  переходе от многопрофильных к однопрофильным, все более узко специализированным учреждениям.

4.1.6. Система детских внешкольных учреждений включается в общую систему культурного обслуживания Москвы как ее составная часть, ориентированная на обслуживание населения детско-подростковых возрастов.

4.1.7. Система детских внешкольных учреждений функционально связана с одной стороны - с системой образования, с другой - с институтом семьи, принимая на себя часть задач образования и социального воспитания, осуществляемых вне школы.

4.1.8. Зона влияния системы  детских внешкольных учреждений охватывает территорию всей Москвы и ближайших поясов агломерации, обеспечивая преемственность и функциональные  связи между городскими и местными учреждениями.

4.1.9. Формирование в Москве единой системы детских внешкольных учреждений осуществляется путем  корректировки сложившейся типологии и функциональной структуры отдельных существующих  учреждений, а также  - создания новых типов учреждений,  заполняющих “разрывы” в имеющемся наборе учреждений.     


4.2. ФУНКЦИОНАЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СТРУКТУРА СИСТЕМЫ
ДЕТСКИХ ВНЕШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ*

______________
* См. схему на рис.1



4.2.1. Исходными объектами развивающей системы детских внешкольных учреждений являются многопрофильные и профильные детские  клубы по месту жительства, кружки, студии и детские объединения при общеобразовательных школах и профессиональных клубах. Здесь происходит первичное знакомство со сферой культуры и освоение детьми навыков деятельности и группового общения. Эти объекты располагаются на уровне микрорайона с радиусом обслуживания до 10 минут пешеходной доступности (500-700 м).

4.2.2. Следующим (по месту в системе) детским внешкольным учреждением, обеспечивающим приобщение к культуре, ориентацию в ее областях, знакомство с различными  видами культурной деятельности и социальную адаптацию, являются учреждения  дополнительного образования - которые формируются на базе бывших Домов пионеров и школьников (ДПШ) - современных Центров детского творчества (ЦДТ). Сюда приходят дети с любым, практически с нулевым культурным потенциалом. В этих многопрофильных учреждениях предоставляется широкий набор деятельностей в сферах искусства, науки, техники, что позволяет детям путем смены занятий определиться в своих интересах и склонностях и сделать первичный выбор одной из сфер. Эти детские центры располагаются на уровне муниципальных округов (жилых районов) с радиусом обслуживания до 15 минут транспортно-пешеходной доступности (1-1,5 км).

4.2.3.  Развитие  структуры  системы происходит по  нескольким направлениям, формирующим  отдельные группы учреждений, которые обеспечивают дальнейшую специализацию в ряде сфер: искусства, научно-технической и др.

4.2.4. В группе учреждений, обеспечивающих деятельность с сфере искусства, первую ступень образуют ДШИ, в которых реализуется функция поиска интереса и первичного выбора области искусства и вида деятельности, Этот тип многопрофильного учреждения ориентирован на прием массового контингента  детей без ограничений по уровню их способностей, специальной подготовки и культурного потенциала. Здесь создаются условия для поисково-целевого поведения: широкого и детального знакомства с различными областями искусства  и видами деятельности, в которых может себя попробовать ребенок, происходит формирование доминирующих интересов, выявление склонностей, обучение навыкам в избранном виде деятельности и, наконец, - профессиональная ориентация на фоне общего широкого эстетического образования.

Будучи наиболее массовыми учреждениями эстетического образования, ДШИ относятся к уровню муниципального округа с радиусом обслуживания до 15 минут пешком или на транспорте (т.е. до 1-1,5 км), что обеспечивает их пространственную доступность для детей всех возрастных групп.

4.2.5. Следующую ступень в специализации внешкольных учреждений представляют детские музыкальные, художественные, хореографические и т.п. школы и городские  учреждения дополнительного  образования. Они ориентированы на раннюю профессионализацию  наиболее одаренных детей в узкой области искусства. Здесь реализуется чисто целевые формы деятельности. Их контингент - дети, определившиеся в своих способностях, интересах и целях. Их задача - обучение навыкам и нормам в избранной деятельности на уровне профессиональных знаний и умений, обеспечивающих им освоение видов деятельности, недоступных в условиях общеобразовательной школы, и поступление в специальные училища и ВУЗы.

Детские музыкальные, художественные, хореографические и другие школы и городские учреждения дополнительного образования  являются объектами локально-городского значения, соответствующего  рангу административного округа, и размещаются  исходя из транспортной доступности в пределах  20 минут.

4.2.6. Дальнейшая профессиональная подготовка в избранной области искусства осуществляется в специальных средних и высших заведениях, размещаемых на общегородском уровне.

4.2.7. В рамках административного округа система детских внешкольных учреждений эстетического образования складывается из нескольких типологических групп, специализированных по областям искусства. Каждая из них включает учреждения трех уровней (п.п.4.2.4, 4.2.5, 4.2.6) с последовательно углубляющейся степенью специализации и профессионализации. В пределах каждой из таких групп может происходить перераспределение нагрузок, отражающих особенности конкретной градостроительной и социально-демографической ситуации.


Рис.1. Организация сети ДМШ и ДШИ в системе детских
внешкольных учреждений Москвы


Примечание.

1. На схеме приоритетные направления деятельности многопрофильных центров творчества имеют следующие обозначения: Н-Т - научно-техническое, Х - художественное, ОГ - общегуманитарное, Э-Б - эколого-биологическое, Т-К - туристско-краеведческое, С - спортивное

2. Радиусы зон обслуживания даны в минутах транспортной (МТД) и пешеходной (МПД) доступности     


5. ОРГАНИЗАЦИЯ СЕТИ ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ
ШКОЛ И ШКОЛ ИСКУССТВ

5.1.5. РАСЧЕТ СЕТИ



5.1.1. Определение общей потребности в ДМШ рекомендуется производить из расчета охвата этими учреждениями 1,5% детей школьного возраста, проживающих в зоне их обслуживания.

5.1.2. Для укрупненных расчетов сети ДМШ на ближайшую перспективу может применяться расчетный показатель 1,6  учащихся на 1000 жителей, соответствующий доле школьников в населении Москвы, равной 11%.

5.1.3. Расчет общей потребности и дефицита (или избытка) в ДМШ производится на более отдаленную перспективу в границах территории административного округа с учетом вместимости существующих и сохраняемых ДМШ и прогнозируемой на расчетный период демографии.

5.1.4. Избыточные вместимости ДМШ (включая объекты, расположенные в неприспособленных зданиях) следует использовать для развития сети ДШИ путем их реконструкции и перепрофилирования.

5.1.5. Расчет потребности в ДШИ рекомендуется производить, исходя из охвата школьников этим видом учреждений в размере 5%.

5.1.6. Для укрупненных расчетов сети ДШИ может применяться расчетный показатель 6,6 учащихся на 1000 жителей (при сохранении существующей доли этой группы в населении Москвы, равной 11%).

5.1.7. Определение общей потребности и дефицита в ДШИ производится раздельно для каждого из отделений по показателям, приведенным в табл. 1, в расчете на постоянное население, проживающее в зоне 15 минутной доступности, и с учетом существующих в пределах зоны сохраняемых формирований (кружков, студий), реализующих одноименные виды занятий (в табл. 1 выделены расчетные показатели: * - ДМШ и ** - ДШИ).

Таблица 1

  

Доля занятий в сфере искусства, %


Охват школьников %/учащ. на 1000


Виды занятий

  

  

  

в том числе:

  

  

Всего

специальн. школы

школы искусств

кружки, студии и т.п.

1

2

3

4

5

6

Изобразительное искусство


30


4,5
-----
4,9


1,1
-----
1,2


2,3**
-----
2,5


1,1
-----
1,2

Музыка

40


6,0
-----
6,6


1,5*
-----
1,6


3,0**
-----
3,3


1,5
-----
1,7


Хореография


10


1,5
-----
1,7


0,4
-----
0,4


0,7**
-----
0,8


0,4
-----
0,5


Итого:


80


12,0
-----
13,2


3,0
-----
3,2


6,0**
-----
6,6


3,0
-----
3,4


Другие виды искусств


20


3,0
-----
3,3


0,7
-----
0,8


1,5
-----
1,6


0,8
-----
0,9


Всего:


100


15,0
-----
16,5


3,7
-----
4,0


7,5
-----
8,2


3,8
-----
4,3

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs