• Текст документа
  • Статус
Оглавление
Поиск в тексте
Недействующий


МГСН 4.06-96
ТСН 31-306-96 г.Москвы*
________________________
* См. ярлык "Примечания"

СИСТЕМА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ


МОСКОВСКИЕ ГОРОДСКИЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ


Общеобразовательные учреждения


Дата введения 1996-05-01


Предисловие


1. РАЗРАБОТАНЫ Институтом общественных зданий Минстроя РФ (д. арх. Степанов В.И. - научный руководитель, канд. арх. Степанов А.В., канд. арх. Наумкин Г.И., арх. Безсонова Г.А.), МНИИТЭП (арх. Каптерев К.В.), Институтом средств обучения РАО (д. пед. наук Назарова Т.С.), Департаментом образования г. Москвы (пед. Коровина С.Н.), НИИ Гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи ГК Санэпиднадзора РФ (канд. мед. Воронова Б.З., канд. мед. Белявская В.И.), МГЦ Госсанэпиднадзора (сан. врач Синякова Н.В., сан. врач Пронина Л.И).

РАЗРАБОТАН ВПЕРВЫЕ

2. ВНЕСЕНЫ Москомархитектурой, Департаментом образования г. Москвы.

3. ПОДГОТОВЛЕНЫ к утверждению и изданию Архитектурно-техническим управлением Москомархитектуры (архитектор Шалов Л.А., инж. Щипанов Ю.Б.).

4. СОГЛАСОВАНЫ с Департаментом образования г. Москвы, МГЦ Госсанэпиднадзора, УГПС ГУВД г. Москвы.

5. ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ распоряжением первого заместителя Премьера правительства Москвы от 08.05.96 г. № 571-РЗП.

ВНЕСЕНО Дополнение № 1, утвержденное распоряжением заместителя премьера правительства Москвы от 06.04.99 № 269-РЗП и введенное в действие с 06.04.99.

Изменения внесены юридическим бюро "Кодекс" по тексту официального издания.

1. Область применения


1.1. Настоящие нормы разработаны в соответствии с требованиями СНиП 10-01-94 для г. Москвы и Лесопаркового защитного пояса (ЛПЗП) как дополнение к нормативным документам в строительстве, действующим на территории г. Москвы и ЛПЗП, и распространяются на проектирование вновь строящихся и реконструируемых существующих зданий и комплексов общеобразовательных учреждений любых форм собственности.

1.2. Настоящие нормы устанавливают основные положения и требования к размещению и организации системы зданий, земельному участку, территории, функциональным группам, составу и площадям помещений, объемно-планировочным решениям, освещению, инженерному оборудованию и внутренней среде общеобразовательных учреждений.

1.3. Настоящие нормы содержат обязательные, рекомендательные и справочные положения.

Пункты настоящих норм, отмеченные знаком *, являются обязательными.

2. Нормативные ссылки



В настоящих нормах приведены ссылки на следующие документы:

- СНиП 10-01-94 "Система нормативных документов в строительстве. Основные положения".

- СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений".

- СНиП 2.08.02-89* "Общественные здания и сооружения".

- СНиП 23-05-95 "Естественное и искусственное освещение".

- СНиП 2.04.01-85 "Внутренний водопровод и канализация зданий".

- СНиП 2.04.05-91* "Отопление, вентиляция и кондиционирование".

- СНиП 2.04.07-86* "Тепловые сети".

- СНиП 2.04.09-84 "Пожарная автоматика зданий и сооружений".

- МГСН 1.01-94 "Временные нормы и правила проектирования, планировки и застройки Москвы".

- МГСН 4.05-95 "Школы-интернаты для детей инвалидов".

- МГСН 2.01-94 "Энергосбережение в зданиях. Нормативы по теплозащите и тепловодоэлектроснабжению" (изменения № 1, 2, 3).

- ВСН 59-88 "Электрооборудование жилых и общественных зданий. Нормы проектирования".

- СН 441-72* "Указания по проектированию ограждений площадок и участков предприятий, зданий и сооружений".

- Справочное пособие к СНиП 2.08.02-89* "Проектирование спортивных залов, помещений для физкультурно-оздоровительных занятий и крытых катков с искусственным льдом" 1991 г.

- Справочное пособие к СНиП 2.08.02-89* "Проектирование бассейнов" 1991 г.

3. Основные положения


3.1. К общеобразовательным учреждениям относятся общеобразовательные школы I, II и III ступеней обучения, гимназии, лицеи и др.

Номенклатура видов общеобразовательных учреждений принимается в соответствии с их классификацией (см. приложение 2).

*3.2. Общеобразовательные учреждения обеспечивают осуществление общеобразовательного процесса в соответствии с программами трех ступеней образования:

- I ступень - начальное общее образование (1-4 классы);

- II ступень - основное общее образование (5-9 классы);

- III ступень - среднее (полное) общее образование (10-11 или 9-11 классы).

3.3. Вместимость общеобразовательных учреждений (общее количество учащихся) определяется заданием на проектирование, исходя из их организационно-педагогической структуры, наполняемости классов, градостроительных и демографических условий.

*3.4. Наполняемость классов и групп продленного дня для общеобразовательных учреждений устанавливается не более 25 учащихся. В условиях реконструкции застройки и сложившегося фонда школьных зданий допускается увеличивать классную группу до 30 учащихся.

В старших классах общеобразовательных школ, гимназиях и лицеях допускается снижение наполняемости классов до 20 учащихся.

*3.5. При проведении занятий по иностранному языку в 1-11 классах и трудовому обучению в 5-11 классах, физической культуре в 10-11 классах, по информатике и вычислительной технике, физике, химии и биологии (во время практических занятий) классная группа делится на две подгруппы. В школах с профильным обучением, лицеях и гимназиях для проведения практических работ класс может делиться на несколько подгрупп, исходя из дифференцированных и интегрированных программ обучения, а также для организации групповых работ и самостоятельных занятий учащихся по интересам. Число мест в помещениях студий и кружков принимается от 8 до 12. В соответствии с этим положением устанавливаются площади помещения согласно приложениям 7-11 и 18-20.

3.6. Структуру и вместимость зданий общеобразовательных учреждений следует принимать с учетом приложений 3 и 4.

*3.7. Вместимость отдельного общеобразовательного учреждения не должна превышать 1000 учащихся. При большем числе учащихся учреждение проектируется в виде комплекса зданий с единым общешкольным центром и несколькими автономными учебными корпусами вместимостью не более двух параллелей учащихся каждый.

4. Требования к организации сети, виды и типы общеобразовательных учреждений.


4.1. Сеть общеобразовательных учреждений следует рассматривать как основное звено общей системы учебно-воспитательных учреждений, включающей, помимо общеобразовательных, внешкольные учреждения и учреждения для трудового обучения.

Виды и типы общеобразовательных учреждений различаются организационно-педагогическими структурами (соотношением возрастных параллелей учащихся), содержанием, формами и методами организации учебно-воспитательного процесса и направленностью профилизации.

4.2. Принципы организации сети зданий общеобразовательных учреждений см. приложение 3.

4.3. Номенклатуру видов и типов зданий общеобразовательных учреждений см. приложение 4.

Школы различных ступеней обучения могут размещаться отдельно или формироваться в комплексы в разнообразных сочетаниях.

4.4. Общеобразовательные учреждения в единой системе учебно-воспитательных зданий могут кооперироваться с дошкольными и внешкольными учреждениями, учебно-производственными комбинатами и учебными заведениями, дающими профессию со средним образованием.

*4.5. При расчете комплексной сети зданий следует предусматривать число мест в общеобразовательных учреждениях для 100% учащихся младшего и среднего школьного возраста и до 75% учащихся старшего школьного возраста при обучении в одну смену.

4.6. При расчете комплексной сети зданий и числа мест в общеобразовательных учреждениях необходимо иметь в виду, что: 1) учебно-производительный труд для учащихся старших возрастов может быть организован в межшкольных учебно-производственных комбинатах (МУПК), школьных учебно-производственных мастерских (УПМ), школьных заводах и т.д., из расчета охвата ими до 8% от общего числа учащихся; 2) занятия по интересам в соответствии с индивидуальными склонностями детей могут осуществляться во внешкольных учреждениях (ВУ), из расчета охвата ими до 10% от общего числа школьников; 3) отдельные виды занятий могут быть организованы по месту жительства - школы, кружки, студии и клубы по интересам при группах жилых домов.

4.7. По месту жительства рекомендуется планировать клубы для детей микрорайона, не вовлеченных в активные формы работы в школе или во внешкольных учреждениях из расчета: по спорту и туризму - 35%, художественным воспитанием - 35%, кружками юных натуралистов и техников - 12%, прочими видами клубной работы - 18%.

*4.8. Число мест в здании общеобразовательного учреждения определяется по местным демографическим условиям и перспективам развития жилого района (в среднем по Москве 110 учащихся на 1000 жителей).

При этом следует руководствоваться ориентировочной демографической структурой населения исходя из особенностей структуры города (МГСН-1.01-94 табл. 5.3 к пункту 5.7 для населения возрастных групп 6, 7-15, 16-17 лет).

*4.9. Для модернизации сложившейся сети школьных зданий следует руководствоваться п. 5.15 МГСН-1.01-94, применяя в системе застройки сетевые (см. приложение 1 п.5) здания средних школ II и III ступеней обучения (см. приложение 3 п. "е" и приложение 4 п.4).

4.10. Для муниципальных районов с неразвитой инфраструктурой общественных зданий, не соответствующей укрупненным расчетным показателям обеспеченности жителей учреждениями обслуживания согласно МГСН-1.01-94 табл. 5.1 и 5.2 к пункту 5.3, рекомендуется проектировать средние школы с выделенным блоком общешкольного центра для обслуживания учащихся, а также населения во внеучебное время.

*4.11. Сумма ученических мест в сети общеобразовательных учреждений в условиях новой и сложившейся застройки, должна соответствовать п. 4.5. настоящих норм.

*4.12. Радиусы обслуживания от дома до общеобразовательного учреждения определяются максимальным временем доступности: начальных классов - 10-15 мин. пешком, средних классов - 30 мин., старших классов - 45 мин. пешком или транспортом.

5. Требования к размещению и зонированию земельного участка



*5.1. Здания общеобразовательных учреждений следует размещать на обособленных земельных участках с учетом перспективного развития жилого района.

Расстояние от зданий школы до красной линии и от границы земельного участка школы до стен жилых домов следует принимать по МГСН-1.01-94 п.5.19.

*5.2. На земельных участках общеобразовательных учреждений следует предусматривать следующие зоны: физкультурно-спортивную, учебно-опытную, отдыха и хозяйственную.

5.3. Площади основных зон земельных участков общеобразовательных учреждений рекомендуется принимать по расчетным показателям на 1 класс в соответствии с приложением 5.

В случаях размещения здания в условиях затесненной застройки состав зон земельного участка определяется заданием на проектирование.

5.4. В физкультурно-спортивной зоне рекомендуется предусматривать: легкоатлетическое спортядро с круговой беговой дорожкой длиной 250 м, баскетбольную, волейбольную и теннисную площадки, гимнастические площадки для младших и старших классов, комбинированную площадку для спортивных игр, метания мяча и прыжков.

Допускается принимать легкоатлетическое спортядро с круговой беговой дорожкой длиной 200 м - для основных школ и с круговой беговой дорожкой длиной 333 м - для общеобразовательных учреждений с числом параллелей старших классов не менее трех.

Допускается уменьшать учебно-спортивную зону на размер легкоатлетического спортядра с сохранением остальных элементов спортзоны, при условии использования спортядра микрорайона или муниципального района, размещенного в пределах 15 - минутной пешеходной доступности для проведения спортивных занятий школьников.

*5.5. Физкультурно-спортивную зону не допускается размещать со стороны окон классных помещений. Площадки для игр с мячом и метания спортивных снарядов следует располагать на расстоянии не менее 25 м от окон здания, а при наличии ограждения высотой 3 м - не менее 15 м. Площадки для занятий другими видами физкультурно-спортивных занятий - расстоянии не менее 10 м.

5.6. В учебно-опытную зону рекомендуется включать: отдел начальных классов, отдел полевых и овощных культур, отдел плодового сада и питомника, отдел цветочно-декоративных растений, отдел коллекционно-селекционной работы, теплицу с зооуголком, парники, географическую площадку, площадку для занятий биологией на воздухе (с навесом).

В условиях дефицита территории допускается сокращать учебно-опытную зону, при условии обязательного сооружения парников, теплицы и устройства специального павильона для коллекционно-селекционной работы до величины, обеспечивающей потребности учебного процесса.

Для школ с биологическим уклоном допускается расширять номенклатуру закрытых сооружений (парники, теплицы, оранжереи, сооружения для хранения малогабаритной сельскохозяйственной техники и т.п.).

5.7. В зону отдыха рекомендуется включать: 1) площадки для подвижных игр учащихся начальной школы (2-4 классы) - принимаются из расчета 100 мТСН 31-306-96 г.Москвы (МГСН 4.06-96) Общеобразовательные учреждения (с Дополнением N 1) на каждый класс, а для детей шестилетнего возраста (1 классы) не менее 180 мТСН 31-306-96 г.Москвы (МГСН 4.06-96) Общеобразовательные учреждения (с Дополнением N 1) (7,2 на одного ученика) с теневыми навесами и малыми игровыми формами; для основной школы (5-9 классы) - 25 мТСН 31-306-96 г.Москвы (МГСН 4.06-96) Общеобразовательные учреждения (с Дополнением N 1) на каждый класс; 2) площадки для тихого отдыха основной школы принимаются для 75% учащихся из расчета 25 мТСН 31-306-96 г.Москвы (МГСН 4.06-96) Общеобразовательные учреждения (с Дополнением N 1) на каждый класс.

Для учащихся старших классов зоной отдыха служат площадки спортзоны.

5.8. При уменьшении общей площади земельных участков без изменения должны сохраняться размеры легкоатлетического ядра, спортивных площадок и площадок для подвижных игр.

5.9. Хозяйственная зона должна иметь отдельный въезд (вход) и размещаться со стороны производственных помещений столовой и вблизи учебно-опытной зоны. В хозяйственной зоне в зависимости от местных условий допускается размещать сарай, овощехранилище, учебный гараж, навесы для инвентаря и оборудования. Допускается также размещать хозяйственные кладовые в цокольном этаже или подвале здания школы с отдельным выходом наружу. Состав и площади хозяйственных построек определяются заданием на проектирование.

* 5.10. Площадь озеленения должна составлять не менее 40% общей площади участка общеобразовательного учреждения.


В площадь озеленения должны включаться площади зеленых насаждений, учебно-опытной зоны, физкультурно-спортивной и зоны отдыха, а также газонов, защитных полос и изгородей из кустарников вокруг участков.

Не допускается применять для озеленения ядовитые и колющие растения.

При примыкании земельного участка общеобразовательного учреждения непосредственно к зеленым насаждениям общего пользования (паркам, лесопаркам, садам, скверам, бульварам) площадь озеленения участка допускается сокращать до 30%.

* 5.11. На земельных участках должны предусматриваться подъезды для пожарных машин к зданиям, а также возможность объезда вокруг зданий. Твердое покрытие должны иметь подъезды к зданиям и объезды вокруг него, хозяйственный двор и подходы к зданию. На периферии участка или вблизи от него следует предусматривать стоянку автомашин для педагогов и сотрудников (МГСН-1.01-94 пункт 12.16 табл. 43 "Высшие и средние учебные заведения"), преимущественно со стороны хоззоны.

* 5.12. Земельные участки общеобразовательных учреждений должны иметь ограждение по всему периметру, высотой не менее 1,2 м в соответствии с требованиями СН 441-72* и иметь предохранительные устройства, препятствующие выбеганию учащихся на проезжую часть улицы со стороны входа в здание.

Допускается предусматривать живую изгородь из зеленых насаждений.

* 5.13. Участок должен быть обустроен малыми архитектурными формами, освещен; иметь мощеные покрытия и травяной газон.

Среднюю горизонтальную освещенность следует принимать по СНиП 23-05-95 табл. 13.

5.14. При размещении зданий на затесненных участках допускается проектировать эксплуатируемые кровли, "вывешивать" отдельные части здания по уровню 1-го этажа для устройства площадок отдыха и т.п.

С эксплуатируемой кровли следует предусматривать не менее двух эвакуационных выходов, покрытие кровли и утеплитель должны быть несгораемыми.

Площадки, размещаемые на эксплуатируемой кровле, должны иметь ограждение высотой не менее 1,6 м без горизонтальных членений. Расстояние в свету между вертикальными элементами ограждения должно быть не более 0,1 м.

5.15. В зоне главного входа рекомендуется предусматривать мощеную площадку для сбора учащихся и проведения ритуальных мероприятий.


6. Требования к функциональным группам, составу и площадям помещений


6.1. Набор функциональных групп, состав и площади помещений общеобразовательных учреждений должны соответствовать их видам и типам, функционально-педагогической структуре и назначению.

6.2. Состав помещений общеобразовательных учреждений должен содержать учебную и общешкольную группы помещений (см. приложение 6) и дифференцироваться на функциональные группы в соответствии с приложениями 6-21.

* 6.3. Количество основных помещений классов, классов-кабинетов для всех видов общеобразовательных учреждений принимается равным количеству учебных групп, в соответствии с организационно-педагогической структурой.

Состав и площади помещений общеобразовательных школ, проектируемых по городскому заказу в период 1999-2001 гг. следует принимать в соответствии с обязательным приложением 27.

(Введен дополнительно, Доп. № 1).

* 6.4. Расчетные показатели площади основных учебных помещений общеобразовательного учреждения в среднем принимаются не менее: для класса - учебного кабинета и лаборатории по естественным наукам - 3 мТСН 31-306-96 г.Москвы (МГСН 4.06-96) Общеобразовательные учреждения (с Дополнением N 1)/ уч., мастерских по изучению технологий и труда - 7,5 мТСН 31-306-96 г.Москвы (МГСН 4.06-96) Общеобразовательные учреждения (с Дополнением N 1)/ уч., специализированных мастерских для дифференцированного обучения по направлениям - 9 мТСН 31-306-96 г.Москвы (МГСН 4.06-96) Общеобразовательные учреждения (с Дополнением N 1)/ уч.

6.5. Состав и площади отдельных функциональных групп помещений общеобразовательного учреждения следует принимать в соответствии с рекомендуемыми в приложениях с 7 по 21 включительно.

6.6. Гардеробные для преподавателей должны предусматриваться из расчета не менее двух мест на один класс.

* 6.7. Площадь пола спортзалов принимается из расчета не менее 1,4 мТСН 31-306-96 г.Москвы (МГСН 4.06-96) Общеобразовательные учреждения (с Дополнением N 1) на одного учащегося школы. Количество и размер залов определяется исходя из назначения и типа здания.

При учебно-спортивных залах должны предусматриваться: не менее чем одна пара раздевальных на класс (для мальчиков и девочек) и по две пары помещений раздевальных, душевых и уборных в игровых залах.

* 6.8. Площадь обеденного зала столовой следует принимать из расчета не менее 1,0 мТСН 31-306-96 г.Москвы (МГСН 4.06-96) Общеобразовательные учреждения (с Дополнением N 1) на одно посадочное место. Число посадочных мест определяется из расчета половины численности учеников, преподавателей и администрации общеобразовательного учреждения.

6.9. Площади уборных, умывальных и душевых общеобразовательных учреждений и количество санитарных приборов следует принимать по приложению 22.

* 6.10. Рекреации следует проектировать из расчета 2 мТСН 31-306-96 г.Москвы (МГСН 4.06-96) Общеобразовательные учреждения (с Дополнением N 1) на 1 учащегося, как правило, в виде зальных помещений.

7. Объемно-планировочные решения

7.1. Здания общеобразовательных учреждений рекомендуется проектировать универсальными из расчета эксплуатации их в качестве школы, с различными организационно-педагогическими структурами, лицея или гимназии.

* 7.2. Здания общеобразовательных учреждений проектируются, как правило, высотой в 2-3 этажа. Для затесненных участков застройки допускается проектировать общеобразовательные учреждения в 4 этажа. На четвертом этаже не допускается размещать помещения начальных классов, а остальных учебных помещений должно быть не более 25%.

* 7.3. Высота надземных этажей здания должна быть не менее 3,3 м. (от пола до пола вышележащего этажа). Высота зрительного и спортивных залов принимается согласно рекомендациям приложений 15 и 16, кабинетов информатики и вычислительной техники, лекционной аудитории - по технологическим требованиям.

7.4. Объемно-планировочная структура здания должна соответствовать назначению учреждения, его специфике и комфортным условиям эксплуатации, включая связь с участком школы.

7.5. Архитектурно-типологическая структура здания в соответствии с функциональной моделью должна иметь следующую пространственную организацию:

помещения общеобразовательных учреждений следует подразделять на две основные обособленные группы - учебную и общешкольную, в соответствии с приложением 6; рекреационный центр при его наличии должен быть связующим звеном между ними;

учебная группа помещений должна быть дифференцирована на школы I, II и III ступеней обучения и технологические группы помещений, обслуживающие эти возрастные школы.

* 7.6. Учебные помещения должны группироваться в учебные секции:

для 1 классов школ в учебных секциях следует предусматривать не более трех классных помещений со спальными-игровыми (комнатами отдыха) и санитарными узлами;

для 2-4 классов в учебных секциях следует предусматривать не более шести классных помещений с рекреациями и санитарными узлами, а также комнату труда и универсальное помещение для групп продленного дня, последние допускается размещать вне учебной секции, но в группе помещений для учащихся этих классов;

для 5-11 классов в учебные секции должны входить учебные классы-кабинеты, лаборатории и соответствующие рекреационные помещения и санитарные узлы;

учебные секции 1, 2-4 классов, а также 5-8 (9) классов должны быть обособленными и непроходными для учащихся других возрастных групп. Допускается учебные секции 5-11 классов в общеобразовательных учреждениях с профильным обучением, гимназиях и лицеях проектировать необособленными.

Специализированные учебные кабинеты и мастерские следует группировать в учебные секции по признакам родственных дисциплин и технологий.

Допускается санитарные узлы для 5-11 классов размещать вне учебных секций, а в двухэтажных зданиях размещать на одном из этажей сосредоточенно.

7.7. Кабинеты химии и физики следует размещать на нижних этажах.

7.8. Группу помещений общешкольного центра рекомендуется размещать изолированно от учебных секций. Проходы в помещения центра через учебные секции не допускаются.

7.9. Общеобразовательные учреждения следует проектировать, как правило, в одном сблокированном здании.

* 7.10. При определении типа кухонного блока (работающего на сырье или полуфабрикатах) должна учитываться связь со школьно-базовой столовой муниципального района (МГСН-1.01-94 табл. 5.1 к пункту 5.3 поз. II).

В производственные помещения столовой должен предусматриваться отдельный вход и дебаркадер.

Производственные помещения столовых проектируются с учетом размещения в них комплекта торгово-технологического оборудования на электроподогреве.

* 7.11. При обеденном зале должны предусматриваться умывальники из расчета 1 кран на 30 мест.

7.12. Допускается при согласовании с Департаментом образования и МГЦ Госсанэпиднадзора использовать столовые во внеучебное время для жителей микрорайона в качестве кафе или дискоклубов при условии организации при них дополнительных санузлов.

* 7.13. Учебно-спортивные залы следует размещать не выше второго этажа. Предусматривать проходы в учебно-спортивные помещения через учебные секции не допускается. Вход в спортивный зал из раздевальных предусматривается непосредственно или через обособленный коридор.

Снарядная должна соединяться со спортивным залом через дверь или открытый проем шириной не менее 2 м и высотой не менее 2,2 м. Длина снарядной должна быть не менее 5 м. Пол снарядной должен быть в одном уровне с полом спортивного зала (без порога).

7.14. Коридоры и рекреационные помещения, находящиеся вблизи зрительного зала - лекционной аудитории, следует проектировать с учетом использования их в качестве кулуаров (фойе).

7.15. Ширина рекреационных помещений при одностороннем расположении кабинетов и лабораторий должна приниматься не менее 4 м, ширина рекреационных помещений, примыкающих к кабинетам, лабораториям (при их двухстороннем расположении) и классам, - не менее 6 м.

7.16. Гардеробные должны располагаться изолированно с зонированием для начальной, основной и старшей школы.

* 7.17. На входах в здания общеобразовательных учреждений следует предусматривать тамбуры.

* 7.18. Унитазы в уборных для учащихся должны размещаться в закрытых кабинах. Кабины должны быть отделены перегородками-экранами высотой не менее 1,8 м (от пола), не доходящими до пола на 0,2 м. Размеры кабин должны приниматься в плане 0,8х1 м. Одна из кабин уборных для девочек (личной гигиены) должна быть полноценной 1,8х1,2 м.

Проход между кабинами уборных и противоположной стеной должен приниматься, в м, не менее:

при отсутствии писсуаров - 1,5 м:

при наличии писсуаров - 2,0 м.

Расстояние между кранами индивидуальных умывальников должно быть не менее 0,65 м.

Высота верхней поверхности раковин умывальников над полом должна приниматься 0,5 м для учащихся 1 классов; 0,6 м - для учащихся 2-4 классов и 0,7 м - для учащихся 5-11 классов.

Проход между умывальниками и стеной должен быть не менее 1,1 м, между рядами умывальников - не менее 1,6 м.

* 7.19. Душевые кабины должны предусматриваться размером в плане не менее 0,9х0,9 м. Проход между рядами душевых кабин должен быть не менее 1,2 м, а между рядом кабин или кабиной и стеной (перегородкой) - не менее 0,8 м.

7.20. Подсчет технико-экономических показателей необходимо производить в соответствии с правилами, установленными СНиП 2.08.02-89* "Общественные здания и сооружения", приложение З.*

8. Противопожарные требования к зданиям общеобразовательных учреждений



* 8.1. Объемно-планировочное решение здания должно соответствовать противопожарным требованиям СНиП 2.01.02-85*, СНиП 2.08.02-89* и других нормативных документов, действующих на территории Москвы.

* 8.2. Наибольшее количество людей, одновременно пребывающих на этаже в зданиях школ, при расчете ширины путей эвакуации должно определяться исходя из вместимости учебных помещений, помещений для трудового обучения и спальных помещений, а также спортивного и актового зала - лекционной аудитории, находящихся на данном этаже.

* 8.3. Ширина дверей выходов из помещений, в которых одновременно может находиться более 15 учащихся, должна быть не менее 0,9 м.

* 8.4. Из групп помещений, расположенных в подвальном или цокольном этажах зданий, школ необходимо предусматривать не менее двух эвакуационных выходов непосредственно наружу. Для этих групп помещений допускается устройство выходов на первый этаж через отдельные лестничные клетки, не связанные с открытыми лестницами и общими лестничными клетками.

8.5. В зданиях общеобразовательных учреждений следует предусматривать устройства по мусороудалению. В 3-4-этажных зданиях допускается устройство вертикальных мусоропроводов с мусоросборными камерами. Ограждающие конструкции ствола мусоропровода должны иметь предел огнестойкости не менее 0,5 часа.

Мусороуборочную камеру следует размещать под стволом мусоропровода и выделять противопожарными перегородками 1-го типа. На сети водопровода в мусорокамере необходимо установить автоматические спринклеры.

Выход из мусорокамеры должен предусматриваться непосредственно наружу и отделяться от входа в здание глухой стеной (экраном), над выходом из нее должен предусматриваться козырек из негорючих материалов.

* 8.6. Деревянные конструкции пола спортзала должны быть подвергнуты глубокой пропитке антиперенами. Места для сидения допускается выполнять из горючих материалов, не выделяющих при горении токсичных веществ.

* 8.7. Помещения зрительного зала и кружковых помещений должны быть выделены противопожарными перегородками 1-го типа и перекрытиями 3-го типа.

* 8.8. Помещения гардеробных площадью 200 мТСН 31-306-96 г.Москвы (МГСН 4.06-96) Общеобразовательные учреждения (с Дополнением N 1) и более необходимо оборудовать системой дымоудаления. Вентиляторы дымоудаления должны включаться от пожарных извещателей, реагирующих на дым, дистанционно, от кнопок. Аналогично должна быть предусмотрена блокировка систем приточно-вытяжной вентиляции при пожаре.

*8.9. Размещение сауны (бани сухого жара) в зданиях общеобразовательных учреждений не допускается.

* 8.10. Каналы в зданиях для прокладки кабелей, питающих помещения электронно-вычислительной техники, информатики и другие следует предусматривать с пределом огнестойкости не менее 0,75 ч.

* 8.11. В случае размещения общеобразовательных учреждений совместно с дошкольными помещения дошкольных учреждений следует отделять противопожарными перегородками 1-го типа и перекрытиями 3-го типа. Эвакуационные выходы из дошкольных учреждений должны быть самостоятельными.

* 8.12. Из мастерских по обработке древесины и комбинированной мастерской по обработке металла и древесины необходимо предусматривать дополнительный выход непосредственно наружу (через утепленный тамбур) или через коридор, примыкающий к мастерским, в который нет выходов из классов, учебных кабинетов и лабораторий.

* 8.13. Тепловая автоматическая пожарная сигнализация должна предусматриваться в следующих помещениях: кабинетах черчения и изобразительных искусств, лабораториях физики и астрономии, химии, биологии, лаборантских физики, химии, биологии, лаборантских при учебных кабинетах, учебных мастерских для учащихся 5-9 классов по обработке металла, древесины, комбинированной мастерской по обработке металла и древесины, инструментальной - комнате мастера, универсальной мастерской по техническим видам труда, мастерских обслуживающих видов труда по обработке тканей, по кулинарии, учительской и учебно-методическом кабинете, раздевальных при учебно-спортивных залах, снарядных, кабинете инструктора физического воспитания, эстраде, кружковых помещениях, техническом центре (радиоузел, дикторская, комната для ремонта аппаратуры, фотолаборатория), инвентарной при актовом зале-лекционной аудитории, обеденном зале, кладовой сухих продуктов, загрузочной - тарной, бельевой при кухне, хозяйственной кладовой при кухне, канцелярии, комнате технического персонала и хозяйственной кладовой, в спальных-игровых, комнатах хозяйственного инвентаря, медицинских комнатах.

Автоматическую пожарную сигнализацию, реагирующую на дым необходимо предусматривать в кабинетах информатики и электронно-вычислительной техники, кладовых для хранения сырья и готовой продукции, зрительном зале, лекционной аудитории, киноаппаратных, помещениях библиотеки, вестибюлях и гардеробных с сушилкой, гардеробных, кладовых индивидуального спортивного инвентаря.

Сигнал о срабатывании АПС выводится в помещение с круглосуточным пребыванием дежурного персонала или в ближайшую пожарную часть.

9. Требования к внутренней среде зданий

Эргономические параметры размещения мебели и оборудования


9.1. Основное помещение школы - класс-учебный кабинет - должно отвечать требованиям активного ведения учебного урока с организацией как фронтальных, так групповых и индивидуальных форм обучения с широким привлечением технических средств.

Помещение должно включать рабочую зону учащихся, рабочую зону учителя, дополнительное пространство для размещения учебно-наглядных пособий, ТСО, личных вещей учащихся, зону для групповой работы и для индивидуальных занятий учеников (особо успевающих и неуспевающих) и возможности активной деятельности. Эти зоны как сумма пространств должны обеспечивать оптимальные условия обучения.

Помещения 1-8 (9) классов следует оборудовать одноместными легкими ученическими столами и, как правило, встроенными шкафами, а также дополнительным мобильным оборудованием для решения проблем "гибкой" организации пространства с целью активизации форм обучения.

* 9.2. Проходы и расстояния между оборудованием в основных учебных помещениях (приложение рис. 1-3) должны приниматься в см.:

ПТСН 31-306-96 г.Москвы (МГСН 4.06-96) Общеобразовательные учреждения (с Дополнением N 1) - между рядами двухместных или спаренных столов не менее 60;

ПТСН 31-306-96 г.Москвы (МГСН 4.06-96) Общеобразовательные учреждения (с Дополнением N 1) - между рядами одноместных столов не менее 50;

ПТСН 31-306-96 г.Москвы (МГСН 4.06-96) Общеобразовательные учреждения (с Дополнением N 1) - между рядами столов и наружной продольной стеной не менее 70;

ПТСН 31-306-96 г.Москвы (МГСН 4.06-96) Общеобразовательные учреждения (с Дополнением N 1) - между рядами столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены, не менее 160;

ПТСН 31-306-96 г.Москвы (МГСН 4.06-96) Общеобразовательные учреждения (с Дополнением N 1) - межу передними столами и демонстрационным столом не менее 140;

РТСН 31-306-96 г.Москвы (МГСН 4.06-96) Общеобразовательные учреждения (с Дополнением N 1) - от передней стены с классной доской до передних столов всех рядов при трехрядной расстановке не менее 280;

РТСН 31-306-96 г.Москвы (МГСН 4.06-96) Общеобразовательные учреждения (с Дополнением N 1) - от задних столов до задней стены (перегородки) не менее 160;

РТСН 31-306-96 г.Москвы (МГСН 4.06-96) Общеобразовательные учреждения (с Дополнением N 1) - от задних столов до шкафов, стоящих вдоль задней стены (перегородки), - не менее 140;

РТСН 31-306-96 г.Москвы (МГСН 4.06-96) Общеобразовательные учреждения (с Дополнением N 1) - между столом преподавателя и передней стеной (перегородкой) - не менее 140;

РТСН 31-306-96 г.Москвы (МГСН 4.06-96) Общеобразовательные учреждения (с Дополнением N 1) - между группами столов не менее 140;

ДТСН 31-306-96 г.Москвы (МГСН 4.06-96) Общеобразовательные учреждения (с Дополнением N 1) - между столами в ряду - не менее 50;

ДТСН 31-306-96 г.Москвы (МГСН 4.06-96) Общеобразовательные учреждения (с Дополнением N 1) - между столом преподавателя и передними столами учащихся не менее 80;

У - наибольшая удаленность последнего места учащегося от классной доски в учебном помещении 860.

Высота нижнего края классной доски над полом (в рабочем положении) для 1 классов - 70-80; 2-4 классов - 75-80; 5-11 классов - 80-90.

Угол рассматривания классной доски принимается не менее 40°.

9.3. На рис. 1-3 приложения 26 показаны организация пространства и размещение мебели и оборудования класса-кабинета для фронтальных, фронтально-групповых и групповых форм ведения урока.

Естественное и искусственное освещение


9.4. Естественное освещение помещений школ следует проектировать в соответствии со СНиП 23-05-95.

* 9.5. Все основные учебные помещения должны иметь КЕО не менее 1,5 на поверхности учебных столов и освещаться, как правило, боковым левым светом. Для организации мобильных форм ведения урока необходимо предусматривать равномерное освещение по всей рабочей плоскости в помещении за счет дополнительного верхнего света (комбинированного: сочетания верхнего с боковым) или дополнительное искусственное освещение в глубине помещения - вне зоны основных учебных столов.

* 9.6. Допускается проектировать без естественного освещения (только с искусственным):

зрительные залы, лекционные аудитории и кулуары;

коммуникации и коридоры, не являющиеся рекреационными помещениями;

умывальные, душевые и уборные при спортивных залах и бассейне, уборные персонала, комнаты личной гигиены женщин;

радиоузлы, кинофотолаборатории, помещения для замкнутых систем телевидения;

книгохранилище, кладовые;

бойлерные, насосные водопровода и канализации, камеры вентиляционные и кондиционирования воздуха, узлы управления и другие помещения для установки и управления инженерным и технологическим оборудованием здания.

В особых случаях для соблюдения требований максимальной компактности здания допускается обеденный зал, кроме кухни, и санитарные узлы для учащихся проектировать с искусственным освещением. При этом должна быть увеличена кратность обмена воздуха (по расчету).

Допускается освещать коридоры вторым светом путем устройства остекленных перегородок или фрамуг в стенах коридора.

9.7. Нормируемые показатели искусственной освещенности основных помещений общеобразовательных учреждений следует принимать по СНиП 23-05-95 таблица 2 и приложения 23 настоящих норм.

Инсоляция, солнцезащита и ориентация помещений по сторонам света



* 9.8. Инсоляцию учебных помещений следует предусматривать в соответствии с нормами, действующими на территории г. Москвы.

9.9. Ориентацию окон основных учебных помещений необходимо принимать согласно приложению 24.

9.10. Учебные помещения, в которых предусматривается использование технических средств обучения, следует оборудовать устройством для зашторивания.

9.11. Оптимальная ориентация помещений горячего цеха кухни - на север.

Водоснабжение и канализация


9.12. В зданиях общеобразовательных учреждений следует предусматривать хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, канализацию и водостоки, которые необходимо проектировать в соответствии со СНиП 2.04.01-85 и настоящего раздела.

Внутренний противопожарный водопровод следует предусматривать для зданий III степени огнестойкости и при реконструкции (капитальном ремонте) существующих 5-этажных зданий в количестве 2 струй с расходом воды не менее 2,5 л/с.

9.13. Подводка холодной воды должна предусматриваться: к раковинам химических лабораторных столов и демонстрационных столов в лабораториях химии, физики и биологии; к смывным бачкам в санузлах.

9.14. Подводка холодной и горячей воды должна предусматриваться: к умывальникам, устанавливаемым по одному в каждой классной комнате 1-4 классов и помещениях для групп продленного дня, к умывальникам, устанавливаемым по одному в кабинете черчения и изобразительных искусств, информатики и электронно-вычислительной техники, кружковых помещениях технического моделирования, юных натуралистов, студии живописи, рисунка, скульптуры; к умывальникам и мойкам в мастерских по обработке тканей и кулинарии; к умывальникам в учительской, столовой и кухне, к водоразборным кранам, устанавливаемым для хозяйственных нужд по одному, к раковинам в учебных мастерских, в комнате технического персонала и в помещениях уголка живой природы; к душевым кабинам и к приборам кабин личной гигиены; к ножным ваннам; к двухсекционной мойке в фотолаборатории и кинофотолаборатории; к умывальникам перед столовой, умывальникам санузлов и медицинского блока; к лабораторным шкафам в лабораториях химии, физики и биологии, а также к оборудованию столовых и буфетов, куда подводка холодной и горячей воды предусматривается согласно технологическим требованиям.

* 9.15. Температура горячей воды, поступающей к смесителям приборов, не должна превышать 60°С.

Отопление и вентиляция


9.16. В зданиях общеобразовательных школ следует предусматривать отопление и вентиляцию.

Отопление и вентиляцию зданий следует проектировать в соответствии с требованиями СНиП 2.04.05-91* и настоящего раздела.

9.17. Расчетную температуру воздуха для проектирования отопления и кратность обмена воздуха в помещениях следует принимать по приложению 25.

* 9.18. Температура воздуха, подаваемого в рабочее время системами воздушного отопления, не должна превышать 40°С.

* 9.19. Удаление воздуха из учебных помещений следует предусматривать через рекреации и санитарные узлы.

При проектировании приточной вентиляции с механическим побуждением в учебных помещениях следует предусматривать естественную вытяжную вентиляцию из расчета однократного обмена в 1 час.

При воздушном отоплении вытяжные каналы из учебных помещений проектировать не следует.

* 9.20. Отдельные системы вытяжной вентиляции следует предусматривать для следующих помещений (групп помещений): классных помещений и учебных кабинетов (при отсутствии воздушного отопления), лабораторий, актовых залов - лекционных аудиторий, учебных мастерских, спортивных залов, бассейнов, тиров, столовой, медпункта, киноаппаратной, санитарных узлов.

* 9.21. При проектировании воздушного отопления, совмещенного с вентиляцией, следует предусматривать автоматическое управление системами, в том числе поддержание в рабочее время в помещениях расчетной температуры и относительной влажности в пределах 30-60%, а также обеспечение в неучебное время температуры воздуха не ниже 15°С.

* 9.22. Рециркуляция воздуха в системах воздушного отопления учебных помещений не допускается.

* 9.23. Воздухообмен в школьных столовых должен рассчитываться на поглощение теплоизбытков, выделяемых технологическим оборудованием кухни.

Подачу приточного воздуха в производственные помещения пищеблока следует предусматривать через обеденный зал. Объем подаваемого воздуха должен быть не менее 20 мТСН 31-306-96 г.Москвы (МГСН 4.06-96) Общеобразовательные учреждения (с Дополнением N 1)/ч на одно посадочное место.

При установке модулированного кухонного оборудования подачу части приточного воздуха следует осуществлять через вентиляционные устройства этого оборудования.

Удаление воздуха из комплекса пищеблока следует предусматривать через производственные помещения.

9.24. Подачу приточного воздуха в киноаппаратную допускается предусматривать от приточной системы актового зала - лекционной аудитории при условии подключения воздуховода, идущего в киноаппаратную, к приточной системе зала, ниже уровня пола киноаппаратной.

9.25. Воздушо-тепловые завесы тамбуров входа в здание следует проектировать для школ на 3 и более параллелей классов. Допускается устройство тепловых завес от приточной системы с установкой во втором тамбуре калорифера догрева и автоматической воздушной заслонки.

9.26. В помещениях, перечисленных в пп. 6, 7 и 15 приложения 25, имеющих наружные окна с фрамугами или форточками, устройство вытяжных каналов не обязательно.

* 9.27. Применение асбестоцементных воздуховодов не допускается.

9.28. В зданиях общеобразовательных учреждений с количеством учащихся до 200 допускается устройство вентиляции без организованного механического притока.

Электротехнические и слаботочные устройства


9.29. В зданиях общеобразовательных учреждений следует предусматривать электрооборудование, электрическое освещение, системы электросвязи и передачи информации, автоматическую пожарную сигнализацию и оповещение о пожаре.

9.30. Электроснабжение, электрооборудование, электрическое освещение зданий и наружное освещение территорий общеобразовательных учреждений следует предусматривать в соответствии с требованиями СНиП 23-05-95, ВСН 59-88 и настоящего раздела.

9.31. Во всех помещениях зданий общеобразовательных учреждений должна предусматриваться скрытая электропроводка. В кухнях, кладовых, туалетных и других подсобных помещениях допускается открытая электропроводка.

9.32. Люминесцентные светильники в учебных помещениях должны предусматриваться с пускорегулирующими аппаратами с особо низким уровнем шума и быть рассеянного света.

  Примечания:
     
  1. При  применении для общего освещения  учебных помещений светильников  с
лампами  накаливания  они должны применяться отраженного или преимущественно
отраженного светораспределения.
     
  2. При освещении  учебных  помещений люминесцентными лампами рекомендуется
предусматривать   подсвет   классной   доски  специальными   люминесцентными
светильниками  несимметричного  светораспределения;  при  освещении  учебных
помещений лампами накаливания для подсветки доски в системе общего освещения
должны предусматриваться дополнительные светильники.
     

* 9.33. При проектировании осветительных установок должны вводиться коэффициенты запаса 1,5 при люминесцентных лампах и 1,3 при лампах накаливания.

9.34. Для подключения диапроектора, кинопроектора и других технических средств обучения в классных помещениях, учебных кабинетах, лабораториях, кружковых помещениях и помещениях для организации продленного дня должны предусматриваться не менее трех штепсельных розеток: одна у классной доски, другая - на противоположной от доски стене помещения, третья - на стене, противоположной окнам. В учебных помещениях должна предусматриваться одна розетка с заземлением, за исключением компьютерного класса и кабинета информатики, где предусматривается не менее пяти таких розеток.

* 9.35. Установка штепсельных розеток в помещениях пребывания учащихся должна предусматриваться на высоте 0,2 м от пола.

Установка выключателей в помещениях пребывания учащихся должна предусматриваться на высоте 1,8 м от пола.

9.36. Электрощитовые должны размещаться на первом этаже. Допускается размещение электрощитовой в подвале при условии низкого уровня грунтовых вод и устройства гидроизоляции от проникновения ливневых вод.

* 9.37. Светильники в учебных помещениях должны устанавливаться рядами, параллельно наружным стенам с окнами. Необходимо предусматривать раздельное (по рядам) включение светильников, имея в виду освещение в первую очередь части помещения, удаленной от окон.

* 9.38. Аварийное освещение для эвакуации людей должно предусматриваться в вестибюлях, гардеробных, коридорах, лестничных клетках, рекреационных помещениях, спортивном и обеденном залах, зрительном зале, мастерских, киноаппаратной. Аварийное освещение для продолжения работы должно предусматриваться в электрощитовых, вентиляционных камерах, тепловых узлах, насосных; при этом должна быть обеспечена норма освещенности 2 лк.

Для обозначения выходов из зрительного зала должны предусматриваться световые указатели, присоединенные к сети аварийного освещения.

9.39. Наружное освещение земельных участков общеобразовательных учреждений должно проектироваться в соответствии с Указаниями по проектированию освещения территорий учреждений культурно-бытового обслуживания населения и наружного архитектурного освещения.

Необходимость устройства нестационарного освещения спортивных площадок, используемых в зимнее время для игры в хоккей с мячом и хоккей с шайбой, должна устанавливаться заданием на проектирование.

9.40. В зданиях общеобразовательных учреждений должна предусматриваться радиофикация.

Радиоточки должны предусматриваться в учительских, кабинетах директора, заместителя директора по учебно-воспитательной работе, старшего воспитателя, организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы, врача, в канцелярии, киноаппаратной, радиоузле, комнате мастера, кабинете инструктора физического воспитания, технического персонала и рекреационных помещениях.

Установки звукоусиления следует предусматривать в зрительном зале, учебно-спортивных залах, форуме рекреационного центра, рекреационных помещениях.

9.41. В зданиях общеобразовательных учреждений необходимо предусматривать радиоузел с двусторонней связью, устанавливаемой в помещении радиоузла, который следует располагать в непосредственной близости с кабинетом директора.

9.42. Установка телефонов должна предусматриваться в кабинете директора (с параллельным аппаратом в канцелярии), в кабинетах заместителя директора по учебно-воспитательной работе, организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы, в учительской, столовой, кабинете врача, комнате мастера, дежурного воспитателя, комнате инструктора физического воспитания и бассейне.

9.43. Установка электрочасов должна предусматриваться в вестибюлях, рекреационных помещениях, актовом зале - лекционной аудитории, обеденном и учебно-спортивном залах.

9.44. Установку электрозвонков, управляемых от сигнальных электрочасов, необходимо предусматривать в вестибюлях и рекреационных помещениях.

9.45. Сети для приема телевизионного вещания, применения видеотехники и замкнутых систем телевидения необходимо предусматривать в классах, учебных кабинетах, лабораториях, мастерских, зрительном зале, лекционной аудитории, библиотеке, кружковых помещениях и помещениях для организации продленного дня, кабинете директора, учительской.

9.46. По согласованию с местными органами охраны помещения общеобразовательных учреждений, в которых сосредоточены материальные ценности, подлежат оборудованию охранной сигнализацией по дополнительному заданию.

Внутренняя отделка помещений


9.47. Внутренняя отделка помещений должна соответствовать санитарно-гигиеническим и противопожарным требованиям в зависимости от их назначения.

Применение полимерных материалов и видов отделки допускается в соответствии с "Перечнем полимерных материалов, разрешенных к применению в строительстве детских учреждений" (1985 г.).

Требования к максимальному энергосбережению


9.48. Здания общеобразовательных учреждений проектируются с учетом максимального энергосбережения в соответствии с МГСН 2.01-94 "Энергосбережение в зданиях. Нормативы по теплозащите и тепловодоэлектроснабжению" и изменений № 1, № 2, № 3 к МГСН 2.01-94.

Приложение 1 (справочное) Сокращения, термины и определения

Приложение 1
(справочное)

1. "ОУ" - Общеобразовательное учреждение;

"П" - Профильное обучение;

"У" - Учебная группа помещений (состав см. прил. 6);

"О" - Общешкольная группа помещений (состав см. прил. 6);

"КЕО" - Коэффициент естественной освещенности;

"ТСО" - технические средства обучения.

2. Среднее звено школы - школа в составе 5-9 или 5-8(7) классов.

Старшая школа - школа в составе 10-11, 9-11 или 8-11 классов.

3. Параллель классов - число классных групп одного возраста.

4. Организационно-педагогическая структура - соотношение параллелей классов школ I, II и III ступеней обучения:

(возрастные классные группы)
--------------------------------------------
число параллелей классов

Например:

полная средняя школа

1-4 : 5-9 : 10-11
----------------------
1 : 1 : 1

(классы)
--------------
(параллели)

2 : 2 : 2

3 : 3 : 3

основная школа (I-II ступень)

1-4 : 5-8 : 10-11

-----------------------
1 : 1 : 0

(классы)
--------------
(параллели)

школа (II-III ступени)

1-4 : 5-8 : 9-11
-----------------------
0 : 3 : 3

(классы)
--------------
(параллели)

5. Автономная школа - школа с равным числом параллелей классов по всем возрастным группам.

Например:

1-4 : 5-9 : 10-11

-----------------------
2 : 2 : 2

(классы)
--------------
(параллели)


Сетевая школа - школа с неравным числом параллелей классов (меньшим в начальной школе и большим в старшей). Рассчитана на обслуживание близрасположенных школ низшей ступени.

Например:

1-4 : 5-9 : 10-11

-----------------------
1 : 2 : 4

(классы)
--------------
(параллели)

1-4 : 5-8 : 9-11

-----------------------
0 : 4 : 3

(классы)
--------------
(параллели)


6. Фронтальные занятия - все учащиеся сидят лицом к классной доске и учителю.

7. Групповые занятия - занятия с разделением классной группы на подгруппы по 8, 6 или 4 человека, в соответствии с которыми группируются ученические столы. При этом учащиеся сидят лицом друг к другу и выполняют коллективные задания.

8. Индивидуальные занятия - занятия с рассредоточением учащихся по всему классному помещению для самостоятельного решения поставленных учителем задач. Учащиеся могут быть обращены лицом на периметр стен с закрепленным на них дидактическим материалом или проводить занятия с ТСО.

9. Смешанные формы ведения урока - одновременное ведение фронтальных, групповых и индивидуальных форм работы.

10. Классное помещение - помещение для учащихся начальной школы.

11. Класс-кабинет - помещение для учащихся основной и старшей школы, для проведения занятий по разным дисциплинам.

12. Специализированный кабинет - помещение для углубленных профильных курсов или по узкой дисциплине.

13. Лаборатория - помещение для занятий с демонстрацией опытов.

14. Практикум (лаборатория-практикум) - помещение для фронтальных лабораторных работ и лабораторных практикумов с частью класса.

15. Лаборантская - помещение для хранения и подготовки оборудования к опытам учителем и лаборантом.

16. Лаборантская-практикум - помещение с совмещенной функцией лаборантской и практикума.

17. Ресурсный центр - помещение при учебной секции, где сосредоточены наглядные учебные пособия и ТСО.

18. Учебная секция - группа классных помещений (учебных кабинетов), рекреация, ресурсный центр и санузлы.

19. Комбинированное освещение - сочетание бокового естественного освещения с верхним естественным освещением.

20. Смешанное освещение - сочетание бокового естественного освещения с искусственным.

Приложение 2 (справочное) Классификация и назначение видов общеобразовательных учреждений


Приложение 2
(справочное)



Начальная общеобразовательная школа. Организуется как самостоятельная школа, а также в составе основной или средней общеобразовательной школы (срок обучения в начальной школе - 3-4 года).

Основная общеобразовательная школа. Организуется как самостоятельное общеобразовательное учреждение с 1 по 9 класс включительно, так и в составе средней (полной) общеобразовательной школы.

Средняя (полная) общеобразовательная школа. Организуется как самостоятельная школа III ступени, так и имеющая в своем составе школы I и II ступеней (срок обучения - 2 (3) года или 11 (12) лет).

Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов. Общеобразовательное учреждение, осуществляющее образовательный процесс, реализующее учебные программы среднего (полного) общего образования, в том числе и программы углубленного изучения одного или нескольких предметов (иностранный язык (языки), физика, математика (физико-математика), химия, биология (биолого-химия), литература, история, экономика и другие предметы). С 8-х и 9-х классов II ступени начинает осуществляться дифференцированный подход в работе со школьниками и постепенно переход на углубленные программы. Существует как самостоятельное звено (III ступень) или имеет в своем составе школу I или I-II ступеней образования. Срок обучения - 2 (3) - 11 (12) лет).

Общеобразовательная школа - лаборатория. Общеобразовательное учреждение, реализующее образовательные программы общего среднего (полного) образования и экспериментальные программы. Экспериментальные образовательные программы обеспечивают работу учреждения в инновационном режиме и на повышенном образовательном уровне, разрабатываются и реализуются при участии научных сотрудников, входящих в состав лаборатории. Школа - лаборатория имеет в своем составе три образовательные ступени. При необходимости включает в свою структуру дошкольное учреждение. Общеобразовательная школа - лаборатория может вводить начальную профессиональную подготовку.

Учебно-воспитательный комплекс. Общеобразовательное учреждение в составе общеобразовательной школы и дошкольного учреждения.

Гимназия. Общеобразовательное учреждение, реализующее общеобразовательные программы общего среднего (полного) образования, дающее, как правило, обучающимся среднее гуманитарное образование углубленного типа со знанием двух-трех иностранных языков. Гимназия может иметь в своем составе только II и III ступени. Срок обучения 7 (8) лет.

Лицей. Общеобразовательное учреждение, реализующее общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования, дающего обучающимся углубленное изучение ряда предметов и профессиональную подготовку, и обеспечивающее непрерывность среднего и высшего образования. Лицей организуется как учреждение в основном III ступени, но может с 8-9 класса. Срок обучения 2 (3) года или 4 (5) лет.

Вечернее (сменное) общеобразовательное обучение. Организуется как самостоятельное учреждение, включающее обучение на II и III ступенях образования или только на III ступени.

Приложение 3 (рекомендуемое) Организация сети общеобразовательных учреждений

Приложение 3
(рекомендуемое)


№№
пп


Принципиальные вариантные модели


Базовое учреж-
дение


Принцип организации сети зданий


Модификации зданий базового учреждения по организационно- педагогической структуре

1

2

3

4

5


а)


Начальная школа, тяготеющая к школам II и III ступеней




Н



НО


ОС


1:0:0

+

+

2:0:0

Г

+ Н

+ НОС

3:0:0

+

+

(в составе школ II и III ступеней)

УВК

НОСП


б)


Основная школа, тяготеющая к школе III ступени или профиль-ному учреждению




НО




СП


1:0:0

+

2:2:0

Л

+ НО

+ С

3:3:0

+

Г


в)


Средняя полная школа I, II и III ступеней (автономная)



НОС



НОС


1:1:1

2:2:2 (1)

3:3:3 (2)


г)


Школа III ступени, обслуживающая группу основных школ


С




НО


0:0:3

+

0:0:4

С

+

НО

0:0:6

+

0:0:8 (9)

НО


д)


Средняя полная школа I, II и III ступеней с профильным обучением



НОСП



НОСП


1:1:1

2:2:2

3:3:3


е)


Средняя школа II и III ступеней с профильным обуче-нием, обслуживающая группу начальных и основных школ



ОСП


НО

+

ОСП+Н

+
НО


0:2:3 (2)



0:3:4 (3)
0:4:5 (4)


ж)


Гимназия в составе II и III ступеней обучения, обслуживающая группу начальных школ



Г


Н

+

Г +Н

+

Н


0:1:1



0:2:2



0:3:3


з)


Лицей в составе III ступени обучения, обслуживающий группу основных школ



Л


НО

+

Л +НО

+

НО


0:0:6



0:0:9



Условные обозначения:


Н


-


начальная школа;

НО

-

основная школа;

НОС

-

средняя школа;

С

-

старшая школа;

ОС

-

основная и старшая школа;

ОСП

-

основная и старшая школа с профильным обучением;

СП

-

старшая школа с профильным обучением;

НОСП

-

средняя школа с профильным обучением;

Л

-

лицей;

Г

-

гимназия;

УВК

-

учебно-воспитательный комплекс.

Приложение 4 (рекомендуемое) Примерная номенклатура видов и типов зданий общеобразовательных учреждений.

Приложение 4
(рекомендуемое)






Виды зданий


Типы зданий
------------------------------------
количество учащихся
-------------------------------------
Соотношение кол-ва параллелей кл. I, II и III ступ. обучения


Расположение в структуре города


жилая группа


микро- район


муници- пальный
район


округ горо- да

1

2

3

4

5

6

7


1.

Начальная школа (I ступень):
на 4 класса (является составной частью основной или средней школы).


100
--------
1:0:0

200
---------
2:0:0



*



*



*



*

2.

Основная школа в составе I-II ступени:

на 9 классов

225
---------
1:1:0

*

на 18 классов

450
---------
2:2:0

*

3.

Средняя полная школа в составе I, II и III ступеней, в том числе с углубленным изучением отдельных предметов:

на 11 классов

275
--------
1:1:1

*

на 22 класса

550
--------
2:2:2

*

на 33 класса

825
---------
3:3:3

*

*

сблокированная школа на 22+22 класса

550+550
-----------------
2:2:2+2:2:2

*

*

4.

Средняя школа в составе II - III ступеней с профильным обучением:

на 20 классов

500
----------
0:2:4

*

на 30 классов

750
---------
0:3:6

*

*

на 40 классов

1000
----------
0:4:8

*

5.

Гимназия

в составе II-III ступеней:

на 7 (8) классов

140 (160)
---------------
0:1:1

*

на 14 (16) классов

280 (320)
---------------
0:2:2

*

*

на 21 (24) класса

420 (480)
----------------
0:3:3

*

*

6.

Лицей

в составе II-III ступеней:

на 8 (10) классов

160 (120)
--------------
0:2:2

*

на 12 (15) классов

240 (300)
--------------
0:3:3

*

*

в составе III ступени:

на 18 (27) классов

360 (540)
---------------
0:0:9

*


Приложение 5 (рекомендуемое) Площади основания зон земельных участков общеобразовательных учреждений

Приложение 5
(рекомендуемое)




№№


Зоны


Площадь в м ТСН 31-306-96 г.Москвы (МГСН 4.06-96) Общеобразовательные учреждения (с Дополнением N 1):
при количестве параллелей классов (числе классных групп)


в начальной школе

в основной школе


в средних общеобразовательных школах, гимназиях и лицеях


1
(4 класса)


1
(9 классов)


1
(11 классов)


2
(22 класса)


3
(33 класса)


2х2
(22+22 класса)


на зону
-------------
м ТСН 31-306-96 г.Москвы (МГСН 4.06-96) Общеобразовательные учреждения (с Дополнением N 1): на 1 класс


1.

Физукльтурно- спортивная*


850
-------
213


5450
---------
605


5610
-----------
510


6140
---------
280


7760
-----------
235


7920
---------
180

_______________________

*Чистая (нетто) площадь физкультурно- спортивных площадок.


2.


Учебно-опытная

240
-------
60

1008
---------
112

1200
---------
109

1430
-----------
65

1980
---------
60

2508
----------
57


3.


Отдыха

480
--------
120

700
--------
78

700
--------
78

1400
--------
64

2100
----------
64

2800
---------
64


4.


Хозяйственная

500
--------
125

500
--------
56

500
--------
45

625
---------
28

750
--------
23

750
----------
17

Итого:

мТСН 31-306-96 г.Москвы (МГСН 4.06-96) Общеобразовательные учреждения (с Дополнением N 1)

по зонам
-------------
на 1 класс (без учета пл. застройки, проездов и озеленения)


2070
---------
518


7658
---------
851


8010
---------
728


9595
-----------
436


12590
-----------
382


13378
---------
318


Всего на учреждение*
--------------------
на 1 класс


мТСН 31-306-96 г.Москвы (МГСН 4.06-96) Общеобразовательные учреждения (с Дополнением N 1)
га



(без учета пл. застройки)

_______________________

*Подлежит уточнению по местным условиям.



1800
---------
1,62


1818
---------
2,0


1364
---------
3,0


970
--------
3,2


825
--------
3,63


Примечание: 1. Для сблокированных школ на 22+22 класса зоны учебно-опытную и отдыха следует принимать раздельно для каждого учебного блока, а остальные зоны - единые;

2. При строительстве зданий школ с уменьшенной населенностью классов площади основных зон участков определяются заданием на проектирование.

Приложение 6 (обязательное) Функциональные группы и примерный состав помещений


Приложение 6
(обязательное)



Индекс функцио- нальных
групп

Перечень основных
функциональных
групп
помещений

Наименование
помещений

Обще- образо- вательная
школа

Общеобразовательная
школа с
углубленным
изучением отдельных
предметов
(профильная)

Гим- на- зия

Лицей

1

2

3

4

5

6

7


Учебная группа помещений

1-е классы начальной школы

1. Класс

*

*

2. Спальная-игровая (комната отдыха)

*

*

3. Рекреация многоцелевого назначения

*

*

4. Санузлы

*

*


У-КНШ*

2-4 классы начальной школы


1. Класс


*


*

2. Универсальное помещение для групп продленного дня

*

*

3. Комната тихих игр и уединения

*

4. Комната труда, моделирования и технической игрушки, изобразительного искусства, природы

*

*

5. Методический кабинет-учительская

*

*

6. Рекреация (зальная)

*

*

7. Компьютерный класс

*

*

8. Санузлы

*

*


У-КОШ*


Классы-кабинеты основной школы
5-9 классы


1. Класс-учебный кабинет


*


*


*


*

2. Ресурсный центр

*

*

*

*

3. Рабочие комнаты для занятий по интересам

*

*

*

4. Рекреация (зальная)

*

*

*

*

5. Санузлы

*

*

*

*


У-КСШ*


Классы-кабинеты старшей школы
(9) 10-11 классы


1. Кабинеты универсального назначения (оснащаются в зависимости от профиля обучения)


*


*


*


*

2. Комнаты индивидуальных занятий

*

*

*

3. Ресурсный центр

*

*

*

*

4. Рекреация

*

*

*

*

5. Санузлы

*

*

*

*


У-СК*


Специализированные учебные кабинеты основной и старшей школы


1. Кабинет естествознания с лаборантскими по физике, химии, биологии


*


*

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт».

Что вы получите:

После завершения процесса оплаты вы получите доступ к полному тексту документа, возможность сохранить его в формате .pdf, а также копию документа на свой e-mail. На мобильный телефон придет подтверждение оплаты.

При возникновении проблем свяжитесь с нами по адресу spp@kodeks.ru

ТСН 31-306-96 г.Москвы (МГСН 4.06-96) Общеобразовательные учреждения (с Дополнением N 1)

Название документа: ТСН 31-306-96 г.Москвы (МГСН 4.06-96) Общеобразовательные учреждения (с Дополнением N 1)

Номер документа: 571-РЗП

4.06-96

31-306-96 г.Москвы

Вид документа: Распоряжение заместителя Премьера Правительства Москвы

МГСН

ТСН

Принявший орган: Заместитель Премьера Правительства Москвы

Статус: Недействующий

Опубликован: Официальное издание

М.: ГУП "НИАЦ", 1997 год

Дата принятия: 08 мая 1996

Дата начала действия: 01 мая 1996
Дата редакции: 06 апреля 1999
Информация о данном документе содержится в профессиональных справочных системах «Кодекс» и «Техэксперт»
Узнать больше о системах