ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОРНЫЙ И ПРОМЫШЛЕННЫЙ НАДЗОР РОССИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 августа 1999 года N 4


Об итогах работы Госгортехнадзора России в первом
полугодии 1999 года и мерах по реализации Федерального закона
"О промышленной безопасности опасных производственных
объектов"


Коллегия Госгортехнадзора России с участием заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Клебанова, представителей Администрации Президента Российской Федерации и аппарата Правительства Российской Федерации, руководителей и представителей министерств, ведомств и Федерации независимых профсоюзов России, руководителей управлений и отделов центрального аппарата и территориальных органов Госгортехнадзора России рассмотрела итоги работы Госгортехнадзора России за первое полугодие 1999 года и меры по реализации Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".

Коллегия отмечает, что деятельность Госгортехнадзора России в первом полугодии 1999 года была направлена на реализацию федеральных законов "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", "О безопасности гидротехнических сооружений", постановлений Правительства Российской Федерации, принятых в развитие указанных законов, а также на выполнение плана работы Госгортехнадзора России на 1999 года и постановления коллегии Госгортехнадзора России "Об итогах работы в 1998 году и задачах по совершенствованию контрольной работы, надзорной и разрешительной деятельности органов Госгортехнадзора России" от 05.02.99 N 1.

В соответствии с Планом подготовки нормативных правовых актов, необходимых для реализации Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", Госгортехнадзором России в первом полугодии 1999 года была завершена работа по подготовке и принятию необходимых нормативных правовых актов на уровне Правительства Российской Федерации. В общей сложности принято семь постановлений Правительства Российской Федерации.

_________________

* "О сроках декларирования промышленной безопасности действующих опасных производственных объектов"; "О федеральном органе исполнительной власти, специально уполномоченном в области промышленной безопасности";"О перечне технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах"; "О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов"; "О порядке и условиях применения технических устройств на опасном производственном объекте"; "О порядке организации и осуществления производственною контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте"; "О порядке представления декларации промышленной безопасности".

В развитие указанных постановлений Правительства Российской Федерации приняты соответствующие постановления и приказы Госгортехнадзора России, предусматривающие конкретные меры и действия, а также сроки и ответственных за выполнение предусмотренных мероприятий.

В первом полугодии 1999 года утверждены постановлениями Госгортехнадзора России: Положение о порядке подготовки и аттестации работников организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, подконтрольные Госгортехнадзору России; Положение о регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведении реестра; Положение о порядке технического расследования причин аварий на опасных производственных объектах. Указанные нормативные акты прошли регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации.

В настоящее время практически завершено создание необходимой нормативно-правовой основы для широкомасштабной реализации Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".

Продолжалась работа по формированию нормативно-правовой основы для реализации Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений", а также по пересмотру действующих и разработке новых нормативно-технических документов в области обеспечения промышленной безопасности, рационального использования и охраны недр.

Подготовленный по инициативе Госгортехнадзора России проект Федерального закона "Об обороте взрывчатых материалов промышленного назначения" был принят Государственной думой и одобрен Советом Федерации Федерального собрания Российской Федерации.

Разработаны и приняты нормативные документы, устанавливающие порядок взаимодействия участников Системы экспертизы промышленной безопасности. Проведен конкурс между экспертными организациями на получение статуса Территориального уполномоченного органа Системы экспертизы промышленной безопасности. Начата работа по аккредитации экспертных организаций.

В управлениях Центрального промышленного, Средне-Волжского и Приокского округов был организован и проведен эксперимент по отработке процедур регистрации опасных производственных объектов, результаты которого были использованы при разработке Положения о регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведении реестра.

В области страхования ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта создана минимально необходимая методическая основа для внедрения страхования, приобретен практический опыт как непосредственного страхования, так и взаимодействия всех его участников.

Закончено формирование центральных и территориальных аттестационных комиссий, рассмотрены существующие программы обучения по отраслям и видам надзора.

В целях осуществления контроля за организациями, занимающимися подготовкой специалистов для предприятий, эксплуатирующих опасные производственные объекты, созданы условия для добровольной аккредитации этих организаций.

Проведено предпроектное обследование объектов автоматизации пилотного проекта АИС ПБ, подготовлена компьютерная программа регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре, начато технорабочее проектирование.

Однако эффективной реализации Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" препятствует недостаточная координация этих работ в центральном аппарате Госгортехнадзора России, ослабление внимания к данной проблеме со стороны территориальных органов.

Основные усилия по созданию нормативной базы для практической реализации требований Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" были направлены на разработку общих требований и положений, без их конкретизации с учетом отраслевой специфики и без соответствующего методического развития.

По этой причине в первой половине 1999 года наметилось отставание в разработке методических документов по основным направлениям реализации Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов". До настоящего времени не создана система накопления, учета и анализа информации о ходе реализации Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".

Коллегия также отмечает, что состояние промышленной безопасности на подконтрольных предприятиях и объектах остается неудовлетворительным.

За 6 мес 1999 года на подконтрольных Госгортехнадзору России предприятиях и объектах произошло 128 аварий (на 28 % меньше, чем за 6 мес 1998 года). Рост аварийности произошел на нефтедобывающих производствах (+4, с 3 до 7 аварий). По-прежнему остается высокой аварийность на объектах магистрального трубопроводного транспорта (26 аварий), в угольной промышленности (22), на объектах подъемных сооружений (22), объектах газоснабжения (21).

Количество аварий увеличилось в 13 территориальных органах. Наибольший рост отмечается в Ростовском (+6), Нижегородском (+5) и Оренбургском (+4) управлениях, управлениях Тюменского (+5), Западно-Уральского (+4), Приволжского (+4) округов.

Наиболее высокая аварийность остается на производствах, подконтрольных Оренбургскому управлению (11 аварий), Управлению Тюменского округа (10), Башкирскому (9), Кузнецкому (9), Ростовскому (8) управлениям.

При осуществлении производственной деятельности в первом полугодии 1999 года погибло 190 человек (на 14 % меньше, чем за 6 мес 1998 года). Рост смертельного травматизма отмечается на объектах газоснабжения (+7), горных (+5) и нефтедобывающих (+2) производствах. Увеличилось число смертельно травмированных при ведении взрывных работ и обращении со взрывчатыми материалами - 8 случаев (против 5 за соответствующий период 1998 года). Чаще всего несчастные случаи со смертельным исходом происходили на подъемных сооружениях (26 %), угольных предприятиях (24 %), горнодобывающих производствах (22 %).

Увеличение числа травм со смертельным исходом произошло в 15 территориальных органах, в том числе: Оренбургском управлении (+8), управлениях Курско-Белгородского (+5), Верхне-Волжского (+4), Приволжского (+4), Енисейского (+3) округов.

Наиболее высоким остается травматизм в Кузнецком (26 несчастных случаев со смертельным исходом) и Оренбургском (11) управлениях, управлениях Тюменского (10), Печорского (9), Уральского (9) и Челябинского (9) округов.

Основными причинами аварий и травм на производстве продолжают оставаться: неудовлетворительные техническое состояние оборудования и организация проведения опасных видов работ, нарушения технологической и производственной дисциплины.

Отмеченная в первом полугодии 1999 года тенденция снижения аварийности и травматизма обусловлена, главным образом, отсутствием крупных аварий с тяжелыми последствиями, вероятность которых остается высокой, а также снижением объемов и интенсивности производства.

Многие нефтяные и газовые месторождения разрабатываются по устаревшим проектам, продолжается практика ведения в течение 10 лет и более работ по проектам пробной эксплуатации, низок уровень утилизации попутного нефтяного газа, что приводит к нерациональному использованию запасов углеводородного сырья. Соответствующие условия лицензий на пользование недрами не выполняются.

Принимаемые органами Госгортехнадзора России меры по ослаблению действия факторов, оказывающих негативное воздействие на состояние промышленной безопасности недостаточны. За первое полугодие 1999 года произошло снижение практически всех основных показателей надзорной деятельности при общем увеличении количества подконтрольных объектов на 4 % в сравнении с первой половиной 1998 года.

Ослабление надзорной деятельности территориальных органов н ряде случаев негативно отразилось на положении дел с аварийностью и травматизмом на подконтрольных предприятиях. Так, на горнорудных производствах, подконтрольных Управлению Иркутского округа, произошло три смертельных несчастных случая (при их отсутствии в первом полугодии 1998 года). При этом показатели надзорной деятельности по управлению округа были заметно снижены: на 35 % меньше проведено обследований; в 2 раза меньше выявлено нарушений требований правил безопасности; на 42 % меньше приостановлено объектов и работ, ведущихся с нарушением правил; на 27 % меньше подвергнуто штрафным санкциям нарушителей требований безопасности. Сократилось количество обследований в области взрывного дела, ослаблен контроль за подготовкой и производством взрывных работ.

Недостаточно эффективно используются предоставленные органам Госгортехнадзора России права на запрещение работ и приостановку действия лицензий на горнорудных предприятиях, где не обеспечивается необходимый уровень противоаварийной защиты.

Приморское, Чукотское, Северо-Восточное, Бурятское управления не уделяют должного внимания контролю за боеготовностью горноспасательных подразделений и организацией работ по предупреждению аварий на рудниках и шахтах. Ослаблен контроль за обеспечением безопасности остановленных на длительный срок подконтрольных производств, в особенности химических (Управление Челябинского округа), а также за состоянием защиты и охраны опасных производственных объектов (Управление Северо-Западного округа). Управления Печорского и Енисейского округов не проявляют необходимой инициативы в организации строительства кустовых складов хлора.

Во многих отчетах, представленных территориальными органами, заметны формальное обобщение и поверхностный анализ результатов надзорной и разрешительной деятельности, не приводится информация о результатах выполнения решений Правительства Российской Федерации, приказов, указаний и постановлений Госгортехнадзора России.

Руководители управлений и отделов центрального аппарата, территориальных органов не проявляют необходимой требовательности к акционированным предприятиям в части рассмотрения вопросов обеспечения промышленной безопасности и охраны недр на собраниях акционеров и советах директоров акционерных обществ.

Недостаточно внимания уделяется вопросам контроля за обеспечением промышленной безопасности и охраны недр на подконтрольных предприятиях и в организациях малого бизнеса.

Одной из главных причин наметившихся негативных тенденций и основным препятствием для перехода к широкомасштабной реализации Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" являются недостатки перспективного и текущего планирования и координации деятельности органов Госгортехнадзора России.

Коллегия Госгортехнадзора России постановила:

1. Заместителям начальника Госгортехнадзора России, руководителям управлений, отделов центрального аппарата и территориальных органов Гостехнадзора России, НТЦ "Промышленная безопасность" сосредоточить усилия на развитии правовой, научно-технической и нормативно-методической базы, а также на практическом внедрении элементов регулирования промышленной безопасности и процедур, связанных с реализацией требований Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".

2. Первому заместителю начальника Госгортехнадзора России Е.А. Иванову в двухмесячный срок на основе анализа выполнения Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" разработать и представить на утверждение проект Комплексной программы мероприятий по реализации Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" на 1999-2001 годы, предусматривающей:

разработку первоочередных нормативно-правовых, нормативно-технических н методических документов:

подготовку изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации, затрагивающие компетенцию и полномочия Госгортехнадзора России;

развитие работ по информатизации системы Госгортехнадзора России в рамках создания государственной автоматизированной информационно-управляющей системы регулирования промышленной безопасности (АИС ПБ);'

создание механизма долевого участия заинтересованных федеральных органов исполнительной власти в финансировании межотраслевого нормативного регулирования в области промышленной безопасности;

апробацию организационно-финансовых схем взаимодействия с крупными предприятиями и производственно-коммерческими структурами (холдингами, интегрированными компаниями), направленных на разработку отраслевых нормативных документов;

развитие организационной структуры и процедур сертификации технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, и совершенствование действующей системы выдачи разрешений на выпуск и применение технических устройств;

развитие Системы экспертизы промышленной безопасности;

разработку и принятие рекомендаций и методических документов в области декларирования, идентификации и анализа риска;

оптимизацию информации, связанной с регистрацией опасных производственных объектов с целью разработки более детального уровня информации об опасных производственных объектах;

создание системы накопления и анализа информации о ходе реализации законодательства Российской Федерации о промышленной безопасности;

разработку и корректировку форм отчетности территориальных органов и подразделений центрального аппарата Госгортехнадзора России.

Руководителям управлений и отделов центрального аппарата Госгортехнадзора России, директору НТЦ "Промышленная безопасность" (В.И. Сидоров) в двухнедельный срок представить предложения в проект Комплексной программы мероприятий по реализации Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" на 1999-2001 годы.

3. Техническому управлению (А.В. Денисов):

3.1. С участием управлений и отделов центрального аппарата и территориальных органов в срок до 01.10.99 завершить разработку и представить на утверждение:

типовые методические указания по организации надзорной деятельности в системе Госгортехнадзора России;

проект положения о лицензировании видов деятельности в области промышленной безопасности, с учетом накопленного опыта и оптимального распределения полномочий между центральным аппаратом и территориальными органами Госгортехнадзора России.

3.2. В срок до 01.11.99 совместно с НТЦ "Промышленная безопасность" и с участием управлений и отделов центрального аппарата и территориальных органов разработать и представить на утверждение проект типовых Правил организации системы управления промышленной безопасностью на опасных производственных объектах.

3.3. Совместно с НТЦ "Промышленная безопасность", управлениями и отделами центрального аппарата Госгортехнадзора России обеспечить выполнение работ по разработке функциональных требований и постановку задач для программирования в рамках пилотного проекта АИС ПБ.

4. Координационному совету по вопросам внедрения страхования ответственности предприятий, эксплуатирующих опасные производственные объекты (Б.А.Красных), в двухнедельный срок разработать и принять план первоочередных мероприятий по дальнейшему внедрению страхования, предусмотрев при этом решение вопросов использования средств из резервов предупредительных мероприятий для:

разработки информационного обеспечения системы страхования ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта;

проведения научно-исследовательских работ в области обеспечения промышленной безопасности и предупреждения аварий;

осуществления мероприятий, направленных на снижение риска аварий и повышение уровня противоаварийной устойчивости.

5. Управлению по надзору в горнорудной промышленности (А.М. Ильин):

ускорить прохождение процедурных вопросов по согласованию и подготовке к внесению в установленном порядке проекта постановления Правительства Российской Федерации об утверждении Федеральной целевой программы "Повышение безопасности и эффективности использования взрывчатых материалов промышленного назначения";

обеспечить взаимодействие с заинтересованными министерствами и ведомствами по подготовке нормативных документов, связанных с реализацией Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений".

6. Управлению по надзору в химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности (А.А. Шаталов) в срок до 01.12.99 подготовить информацию в Правительство Российской Федерации о состоянии промышленной безопасности и противоаварийной устойчивости на предприятиях нефтепереработки, в том числе на мини-установках по переработке нефти.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»