Недействующий

     

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 13 сентября 1999 года N 275-Т

     

Разъяснения по вопросам банковского санирования

____________________________________________________________________
Отменено на основании
информационного письма Банка России от 14 декабря 2023 года N ИН-03-23/64
____________________________________________________________________

Направляются  для  руководства в  работе разъяснения  по  вопросам, возникающим  в практике работы территориальных учреждений Банка России, связанной с мерами по предупреждению  банкротства, отзывом лицензий на осуществление банковских операций и контролем за ликвидацией кредитных организаций.

В.Н.Горюнов

Ответы на вопросы (предложения) территориальных учреждений
Банка России, связанные с организацией банковского санирования, отзывом
лицензий на осуществление банковских операций и контролем за
ликвидацией кредитных организаций

N п/п

Вопрос (предложение)

Ответ

1. САНАЦИЯ

1

В ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" в числе мер по финансовому оздоровлению кредитной организации предусмотрено участие учредителей (участников) кредитной организации и иных лиц в ее финансовом оздоровлении. Наращивание капитала, как правило, является основным мероприятием плана санации кредитной организации, относящейся к 3 или 4 группе проблемности.

В связи с этим предлагаем внести дополнение в Инструкцию Банка России от 17.09.96 N 8 "О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными организациями на территории Российской Федерации" (в редакции Указания от 23.11.98 N 417-У), а именно предусмотреть возможность регистрации выпуска акций такой кредитной организации в случае, если мероприятия по ее финансовому оздоровлению осуществляются акционерами или иными санаторами, не являющимися кредитными организациями.

В связи с введением в действие ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" вносятся соответствующие изменения и дополнения в Инструкцию Банка России от 17.09.96 N 8 "О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными организациями на территории Российской Федерации" (в редакции Указания от 23.11.98 N 417-У). Проектом изменений и дополнений к Инструкции N 8 предусматривается подпункты 11.11.3 и 11.11.4 отменить, а подпункт 11.11.2 изложить в следующей редакции: "Регистрирующий орган вправе зарегистрировать выпуск ценных бумаг кредитной организации при наличии у нее в соответствии с ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" оснований для осуществления мер по предупреждению банкротства, если осуществление выпуска ценных бумаг предусмотрено планом мер по финансовому оздоровлению кредитной организации, признанным реальным территориальным учреждением Банка России, и при наличии положительного заключения Департамента по организации банковского санирования по вопросу проведения выпуска ценных бумаг".

2

В статье 12 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" указано, что требование Банка России об осуществлении кредитной организацией мер по финансовому оздоровлению должно содержать рекомендацию о сроках осуществления указанных мер. Хотелось бы иметь какие-то критерии при определении минимального и максимального срока осуществления мер по финансовому оздоровлению.

Рекомендации учреждения Банка России о формах и сроках осуществления мер по финансовому оздоровлению конкретной кредитной организации основываются на реальной оценке ее финансового состояния.

Учитывая, что ухудшение финансового состояния кредитной организации может порождаться множеством разнообразных причин, а выход из кризисного состояния требует многообразия конкретных мер, устанавливать общие для всех кредитных организаций сроки нецелесообразно.

3

Действие Указания Банка России от 25.03.99 N 527-У "О процедуре замены обязательства, в котором кредитная организация является должником, обязательствам, оформленным облигацией кредитной организации, конвертируемой в ее акции" распространяется лишь на акционерные общества. Ситуация с банками, действующими в форме ООО, указанным Положением не охватывается. Поэтому непонятно каким образом будет осуществляться замена обязательств на доли участия в обществах с ограниченной ответственностью (статья 8, п.2 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций").

Департамент лицензирования банковской и аудиторской деятельности разрабатывает проект Указания Банка России "Об использовании денежных средств на банковских счетах и во вкладах в кредитной организации для увеличения ее уставного капитала в рамках мер по предупреждению банкротства кредитной организации".

4.

Собственные средства, соответствующие понятию чистых активов, не следует уменьшать на сумму превышения выданных кредитов участниками сверх установленных лимитов, поскольку эти отвлечения нельзя назвать прямыми потерями банка.

Предложение не поддерживается, учитывая, что из практики работы временных администраций по управлению кредитными организациями и ликвидируемых банков следует, что возврат этих кредитов, как правило, маловероятен.

5

План санации перегружен общими сведениями о кредитной организации: организационно-правовой статус, структура уставного капитала, структура органов управления, балансы кредитной организации за 5 лет. В разделе "Роль и значение кредитных организаций в экономике региона" не на все вопросы реально может ответить, кредитная организация, например, - возможные последствия несостоятельности кредитной организации для банковской системы региона и страны.

На практике это приводило к тому, что в рабочем порядке по несколько раз приходилось возвращать планы санации на доработку.

Подготовленным проектом Положения "О порядке составления кредитными организациями планов мер по финансовому оздоровлению" предусматривается сократить до минимума представление общих сведений о кредитной организации, а также отменить представление в рамках плана мер по финансовому оздоровлению отчетности за 5 лет, предшествующих его разработке.

Указанным проектом уточнены подходы к обоснованию банком своей значимости в экономике региона (страны). С этой целью кредитная организация должна оценить значение оказываемых ее услуг в обслуживании субъектов реального сектора экономики региона, а также взаимосвязь ее финансовых трудностей с общей ситуацией на рынке банковских услуг и проблемами в реальном секторе экономики. Кроме того, определен перечень документов, которые должны быть представлены в качестве обоснования, а именно: заверенные копии решений органов государственной власти субъектов Российской Федерации, подтверждающие участие кредитной организации в реализации тех или иных проектов (программ), а также оказании ей поддержки в осуществлении мер по финансовому оздоровлению.

6

С целью совершенствования работы по предупреждению несостоятельности кредитных организаций Указанию Банка России от 13.11.97 N 18-У необходимо придать характер обязательного для исполнения кредитными организациями нормативного акта Банка России. Это позволит избежать неоднократного возврата кредитной организации плана санации на доработку.

В настоящее время в Банке России обсуждается вопрос о целесообразности включения в подготовленный проект Положения "О порядке составления кредитными организациями планов мер по финансовому оздоровлению", обязательного требования по самостоятельной разработке кредитными организациями оценочного баланса и расчета недостатка собственных средств (капитала).

Вместе с тем, на практике многие территориальные учреждения Банка России рекомендуют кредитным организациям представлять оценочный баланс в рамках плана санации. Разработка его кредитной организацией самостоятельно с учетом дополнительной оценки территориальным учреждением Банка России позволяет более достоверно оценить недостаток собственных средств (капитала) на покрытие рисков, принятых банком.

7

Меры по предупреждению банкротства кредитной организации, предусмотренные статьей 3 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", следует применять при возникновении оснований, предусмотренных статьей 4 закона в совокупности, или за каждое в отдельности?

Полагаем целесообразным применять меры воздействия не за каждое из оснований, а с учетом особенностей банка и масштаба оснований.

В соответствии с п. 2 статьи 3 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" меры по предупреждению банкротства кредитных организаций осуществляются при возникновении оснований, установленных статьей 4 закона.

       При этом порядок применения мер воздействия к кредитной организации, у которой выявлены основания для предупреждения банкротства в соответствии со статьей 4, регламентирован Инструкцией от 12.07.99 N 84-И "О порядке осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций". Так, при наличии оснований:

- по статье 4 - банку направляется требование об осуществлении мер по финансовому оздоровлению;

- по статье 17 - может быть назначена временная администрация;

- по статье 32 (пункт 1) - банку направляется требование о реорганизации кредитной организации.

Для применения этих мер воздействия достаточно наличие хотя бы одного из оснований, установленных соответствующими статьями ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций". В частности, в соответствии с указанием оперативного характера от 26.05.99 N 163-Т "Об организации работы территориальных учреждений Банка России по контролю за осуществлением кредитными организациями мер по финансовому оздоровлению" территориальные учреждения Банка России должны направить требование об осуществлении мер по финансовому оздоровлению всем кредитным организациям, имеющим хотя бы одно из оснований, предусмотренных статьей 4 закона.

Кроме того, Инструкцией от 12.07.99 N 84-И регламентирован дифференцированный порядок применения мер воздействия к кредитным организациям, которые не приняли мер по предупреждению банкротства в соответствии со статьей 11 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".

8

Целесообразно разъяснить критерии выявления у кредитных организаций оснований, установленных статьей 4 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций":

1) уточнить понятие " неоднократно";

2) уточнить о каких обязательных нормативах идет речь;

3) что следует понимать под нарушением норматива текущей ликвидности более, чем на 10 процентов.

1) Под неоднократным неудовлетворением кредитной организацией на протяжении последних шести месяцев требований отдельных кредиторов по денежным обязательствам и (или) неисполнением обязанности по уплате обязательных платежей в срок до трех дней следует понимать наличие у банка (два и более двух раз) картотеки неоплаченных расчетных документов к внебалансовым счетам 90903 и 90904 независимо от того, требования каких конкретно кредиторов были нарушены.

2) Полный перечень обязательных нормативов деятельности банков приведен в Инструкции Банка России N 1 от 01.10.97 "О порядке регулирования деятельности банков" (в редакции Указания Банка России от 27.05.99 N 567-У).

3) Учитывая, что норматив текущей ликвидности в соответствии с Инструкцией Банка России N 1 составляет 70%, то под его нарушением более чем на 10% следует понимать его снижение до уровня менее 60%

9

Статьей 11 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" установлен срок 10 дней для принятия Советом Директоров решения о реорганизации кредитной организации в качестве меры по финансовому оздоровлению, но данная статья Закона имеет противоречие с ФЗ "Об акционерных обществах", которым установлено, что решение по данному вопросу принимается на общем собрании акционеров, период подготовки которого регламентирован на срок в 30 дней.

Противоречия нет. Пунктом 1 статьи 15 ФЗ "Об акционерных обществах" предусмотрено, что другие основания и порядок реорганизации общества могут быть установлены ГК РФ и иными федеральными законами.

10

В качестве ужесточения меры воздействия к собственникам, отказавшимся принять участие в оздоровлении кредитной организации, кроме меры, предусмотренной в статье 12 п.3 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", считаем целесообразным предусмотреть в нормативных актах необходимость направления уставного капитала банка на погашение банковских убытков и потерь.

      В случае уменьшения уставного капитала в соответствии с Указанием Банка России от 01.06.98 N 245-У - при снижении собственных средств (капитала) ниже зарегистрированного уставного капитала, погашение убытков возможно с балансового счета 10604 "Разница между уставным капиталом кредитной организации и ее собственными средствами (капиталом)".

11

Одним из оснований для осуществления мер по предупреждению банкротства кредитной организации согласно статье 4 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" является абсолютное снижение собственных средств (капитала) по сравнению с их (его) максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 20% при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных Банком России.

При определении этого основания возникает вопрос какую применять методику расчета собственных средств за период 12 месяцев, учитывая, что в Положение Банка России от 01.06.98 N 31-П "О методике расчета собственных средств (капитала) кредитной организации" вносились изменения указаниями от 31.12.98, 04.02.99 и 15.06.99.

Величина собственных средств (капитала) за предшествующие 12 месяцев пересчитывается по действующей на отчетную дату методике, учитывая, что указанные величины должны быть сравнимыми. Расчет капитала по единой методике дает возможность определить реальную сумму снижения капитала для сравнения с абсолютной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев.

12

В соответствии в п. 3 статьи 9 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" предусматривается уменьшение уставного капитала кредитной организацией, осуществляющей меры по предупреждению банкротства, независимо от окончания финансового года в случае, если собственные средства (капитал) кредитной организации ниже величины уставного капитала. В каком порядке должно осуществляться принятие решени об уменьшении уставного капитала банками?

Инструкцией от 12.07.99 N 84-И уточнен подход к уменьшению уставного капитала кредитной организации при осуществлении мер по финансовому оздоровлению либо реорганизации кредитной организации. В соответствии со статьей 9 п.3 такое уменьшение должно быть произведено независимо от окончания финансового года.

В настоящее время подготовлен проект нормативного акта Банка России о внесении соответствующих изменений и дополнений в Указание Банка России от 01.06.98 N 245-У.

13

Вправе ли акционер обратиться к банку с требованием о расторжении договора о приобретении акций, поскольку на момент его заключения не располагал информацией об уменьшении его уставного капитала?

Акционеры вправе обратиться к банку с требованием о расторжении договора на приобретение акций в соответствии со статьями 450 и 451 ГК РФ.

14

Вправе ли кредитная организация уменьшить уставный капитал лишь частично, если в соответствии с планом мер по финансовому оздоровлению увеличение уставного капитала предусматривается после проведения общего собрания учредителей (участников)?

Правовая норма п.4 статьи 90 и п.4 статьи 99 ГК РФ предусматривает, что уменьшение уставного капитала производится до величины собственных средств (капитала) кредитной организации. Требования об уменьшении капитала могут не предъявляться только при фактическом увеличении средств (капитала) до проведения общего собрания учредителей (участников) с учетом результатов анализа правомерности увеличения собственных средств кредитной организации.

15

Уменьшение уставного капитала произведено путем уменьшения номинальной стоимости акций. Номинальная стоимость одной акции составляет величину не кратную одной копейке. Следует ли округлять стоимость акции до копейки?

Если при пересчете стоимости акций дробная часть копейки составляет менее 0,5 копейки, то полученная сумма уменьшается до целой копейки, а если дробная часть копейки составляет 0,5 копейки и более, то полученная после пересчета сумма увеличивается до целой копейки. При этом сумма уменьшения капитала определяется с таким расчетом, чтобы было достигнуто полное совпадение между оценкой акций и уставным капиталом.

2. ВРЕМЕННАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ

16

Как действовать в ситуации, когда срок действия аттестата, выданного Банком России руководителю временной администрации, закончился, а срок действия самой временной администрации продлевается. Каков порядок продления срока действия аттестата руководителя временной администрации.

Порядок продления срока действия аттестата изложен в разделе 6 Указания Банка России от 12.04.99 N 126-Т "Об аттестации руководителей временной администрации по управлению кредитной организацией и арбитражных управляющих при банкротстве кредитной организации".

17

Если срок действия аттестата руководителя администрации не продлевается, означает ли это отстранение от обязанностей всех членов временной администрации вместе с руководителем.

В случае истечения срока действия аттестата руководителя временной администрации ранее окончания действия временной администрации необходимо рассмотреть вопрос о том, кто будет возглавлять временную администрацию в дальнейшем. Если руководитель временной администрации продолжит свою деятельность, то ему следует продлить срок действия аттестата. Если же территориальное учреждение Банка России намерено возложить обязанности руководителя временной администрации на другое лицо, то предварительно приказ Банка России о назначении временной администрации должен быть изменен в соответствии с п. 4.10 Положения Банка России от 14.05.99 N 76-П "О временной администрации по управлению кредитной организацией", а также решен вопрос об аттестации нового руководителя временной администрации в установленном порядке. В соответствии с указанным пунктом Положения приказ Банка России о назначении временной администрации также может быть изменен и дополнен по составу членов временной администрации.

18

За счет каких средств будет оплачиваться работа временной администрации в случае, если банк имеет неплатежи.

В соответствии с Положением Банка России "О временной администрации по управлению кредитной организацией" от 14.05.99 N 76-П расходы временной администрации (включая оплату труда членов временной администрации, не являющихся сотрудниками территориальных учреждений и структурных подразделений Банка России и государственными служащими), связанные с ее деятельностью, осуществляются за счет кредитной организации в порядке, установленном действующим законодательством (ст. 855 ГК РФ).

19

Работа руководителей временных администраций и конкурсных управляющих сопряжена с выявлением правонарушений в деятельности руководителей кредитных организаций или акционеров, по отношению к которым кредитная организация является зависимой, и по другим причинам сопряжена с высокими рисками.

В связи с этим, предлагаем:

- инициировать принятие законодательным актом мер по защите и социальным гарантиям руководителей временных администраций и арбитражных управляющих;

- Банку России совместно с органами прокуратуры и МВД издать межведомственный нормативный акт, регламентирующий порядок совместных действий Банка России и правоохранительных органов в случае противодействия со стороны членов органов управления и работников кредитной организации осуществлению функций временной администрацией и арбитражным управляющим.

Предложение заслуживает внимания. Частично эти вопросы будут рассматриваться в процессе разработки проекта межведомственного нормативного акта "О взаимоотношениях правоохранительных и контролирующих органов по вопросам назначения ревизий, документальных проверок, создания системы взаимного информирования в ходе выполнения Плана мероприятий Банка России, предусмотренных Федеральной целевой программой по усилению борьбы с преступностью на 1999-2000".

20

Статья 27 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" предусматривает право руководителя временной администрации в случае приостановления полномочий исполнительных органов кредитной организации отказаться от исполнения договора кредитной организации в порядке, предусмотренном ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

Вправе ли руководитель временной администрации при отказе от исполнения договора кредитной организации руководствоваться нормами статьи 77 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", учитывая, что там предусмотрен отказ от исполнения договора для внешнего управляющего.

Учитывая, что в статье 27 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" имеется ссылка на ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" руководитель временной администрации вправе отказаться от исполнения договора кредитной организации в порядке, предусмотренном статьей 77 этого закона.

21

Согласно статье 28 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", в случае приостановления полномочий исполнительных органов кредитной организации сделка, совершенная кредитной организацией, может быть признана арбитражным судом недействительной по заявлению руководителя временной администрации по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством Российской Федерации и ФЗ "О несостоятельности (банкротстве).

В ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" лишь одна его статья - 78 регулирует вопрос признания сделок кредитной организации недействительными.

Поскольку статья 78 относится к процедуре внешнего управления, неясно, вправе ли руководствоваться се положениями руководитель временной администрации.

Руководитель временной администрации при решении вопроса о признании недействительными сделок, совершенных кредитной организацией, вправе руководствоваться п.1 и п.2 статьи 78 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

Если в процессе осуществления временной администрацией функций по управлению кредитной организацией выявлены сделки, которые совершены кредитной организацией:

- в нарушение требований статей 168-179 ГК РФ; п.З статьи 12 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций";

- с заинтересованным лицом, если в результате сделки кредиторам были или могут быть причинены убытки; руководитель временной администрации обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании сделок, совершенных кредитной организацией, недействительными, а также о применении последствий недействительности ничтожных сделок.

22

В период деятельности временной администрации неизбежен рост убытков вследствие роста расходов (в т.ч. на содержание временной администрации), формирование резервов и т.п. Формально рост убытков можно поставить в вину временной администрации. Каким образом будет оцениваться деятельность временной администрации и ее ответственность перед законом.

В соответствии с ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" руководитель временной администрации несет ответственность за ее деятельность. Неисполнение или ненадлежащее исполнение руководителем временной администрации своих обязанностей, которое повлекло убытки для кредитной организации, может являться основанием для отзыва лицензии арбитражного управляющего.

Под убытками согласно статье 15 ГК РФ понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Требования о возмещении убытков, причиненных в сфере управления, предъявляет лицо, права которого нарушены (в частности, акционеры, участники), в арбитражный суд. Согласно статье 22 АПК дела по таким требованиям отнесены к делам в сфере управления, т.к. взысканию убытков всегда предшествует оценка судом законности действия (бездействия).

3. МОРАТОРИЙ

23

Инициировать внесение дополнений в статью 26 ФЗ ''О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" в части ограничения возможности повторного введения моратория на удовлетворение требований кредиторов кредитной организации.

Разработать нормативный документ, регламентирующий процедуру введения моратория на удовлетворение требований кредиторов кредитной организации (механизм подготовки, принятия и реализации решения).

Предложение не поддерживается. Банк России при решении вопроса о введении моратория учитывает необходимость обеспечения сохранности имущества кредитной организации, недопущения случаев удовлетворения требований отдельных кредиторов кредитной организации в ущерб другим кредиторам, а также возможность осуществления кредитной организацией мер по предупреждению банкротства.

Положение Банка России от 14.07.99 N 81-П "О порядке рассмотрения Банком России ходатайства временной администрации по управлению кредитной организацией о введении моратория на удовлетворение требований кредиторов кредитной организации" регламентирует порядок рассмотрения Банком России ходатайства временной администрации и принятие по нему решения.

24

На основании статьи 26 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" в случае приостановления полномочий исполнительных органов кредитной организации по ходатайству временной администрации действие моратория на удовлетворение требований кредиторов не распространяется на обязательства, перечисленные в п.3 этой статьи. Считаем целесообразным распространить действие моратория на требования о взыскании задолженности по зарплате, выходных пособий при увольнении, выплате вознаграждения по авторским договорам, а также увеличить срок действия моратория, ограничив его периодом работы временной администрации.

Для реализации указанного предложения потребуется внесение соответствующих изменений в ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций". При этом считаем, что внесение указанных изменений может привести к обострению социальной напряженности в процессе деятельности временной администрации.

4. РЕОРГАНИЗАЦИЯ

25

Какие меры может принять территориальное учреждение Банка России к банку, который объявил о своей реорганизации (присоединение к другому банку), но не проводит передачу активов и пассивов.

Инструкцией от 12 июля 1999 года N 84-И предусмотрен порядок осуществления контроля территориальных учреждений Банка России за выполнением мероприятий по реорганизации кредитной организации в соответствии с разработанным планом. В случае невыполнения банком мероприятий по реорганизации территориальное учреждение Банка России должно направить банку требование о выполнении плана, либо о замене руководителя кредитной организации в связи с непринятием (несвоевременным принятием) мер по предупреждению банкротства. Неоднократное неисполнение банком предписаний позволяет применить к банку и крайние меры воздействия в соответствии со статьей 20 ФЗ "О банках и банковской деятельности".

26

В ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" закреплены жесткие сроки, в течение которых органы управления кредитной организации обязаны принять решение по реорганизации. Опыт показывает, что в эти сроки принятие решения о реорганизации будет носить чисто декларативный характер, так как в такие сроки практически невозможно найти кредитную организацию, готовую участвовать в реорганизации путем слияния или присоединения к ней банка, получившего требование о проведении реорганизации.

Законом установлены сроки для принятия принципиального решения о реорганизации кредитной организации (в соответствии со статьей 11 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", либо по требованию Банка России о реорганизации в соответствии с п. 1 статьи 33).

При этом Инструкцией от 12.07.99 N 84-И предусмотрен порядок действий кредитной организации после принятия решения о реорганизации кредитной организации, а именно информирования территориальных учреждений Банка России о принимаемых решениях на всех уровнях (руководитель кредитной организации - наблюдательные органы управления - общее собрание учредителей (участников)), разработки плана мероприятий по реорганизации кредитной организации и осуществления контроля территориальными учреждениями Банка России за их осуществлением.

5. АТТЕСТАЦИЯ

27

Копия какого решения арбитражного суда должна быть представлена кандидатом в случае исполнения им ранее обязанностей арбитражного управляющего при банкротстве кредитных организаций (может быть копия решения о назначении его арбитражным управляющим)?

Следует представлять копию решения (определения) арбитражного суда о назначении арбитражным управляющим.

28

       Есть ли необходимость предъявления к кандидату, подавшему заявление на получение аттестата руководителя временной администрации по управлению кредитной организацией, требований о наличии лицензии арбитражного управляющего Федеральной службы России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению, а также его регистрации в качестве арбитражного управляющего как минимум в одном арбитражном суде.

В соответствии со статьей 6 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" аттестат руководителя временной администрации выдается Банком России лицу, имеющему лицензию арбитражного управляющего. Согласно статье 19 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" лицо, получившее лицензию арбитражного управляющего, обязано зарегистрироваться как минимум в одном арбитражном суде. Таким образом, установленные подпунктами "а" и "в" пункта 3.1. Положения Банка России от 21.07.99 N 83-П вытекают из ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" и ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".

29

Предлагаем:

- закрепить приоритетное право на получение аттестата конкурсного управляющего за председателем ликвидационной комиссии кредитной организации, при ликвидации которой установлены признаки банкротства, по представлению территориального учреждения Банка России во избежание затягивания процедуры ликвидации;

       В соответствии со статьей 175 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" если при ликвидации должника обнаружены признаки банкротства, то арбитражный суд, решая вопрос о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства, может возложить обязанности конкурсного управляющего на председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора) независимо от наличия лицензии арбитражного управляющего. А поскольку аттестат Банка России не выдается арбитражному управляющему без лицензии, то соответственно при назначении судом председателя ликвидационной комиссии конкурсным управляющим ликвидируемой кредитной организации, признанной банкротом, не требуется и аттестат Банка России.

  

       - в связи с направлением в Банк России совместно с ходатайством об отзыве лицензии дел кандидатов для проведения их аттестации в качестве руководителя арбитражного управляющего (п.5.5 Положения N 83-П) считали бы целесообразным установить порядок представления информации о подготовке и направлении территориальным учреждением Банка России ходатайства об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций кандидату на получение аттестата арбитражного управляющего, учитывая, что данный факт относится к категории ограниченного распространения (п. 2 Положения Банка России от 10.04.98 N 24-П "О порядке рассмотрения в Банке России ходатайства территориальных учреждений Банка России об отзыве у кредитных организаций лицензии на осуществление банковских операций").

       В Положении Банка России от 21.07.99 N 83-П не установлено, что в заявлении кандидата должно быть указано наименование кредитной организации. Следовательно, территориальное учреждение Банка России может направить кандидату в арбитражные управляющие соответствующую информацию без указания наименования кредитной организации, в отношении которой подготовлено ходатайство об отзыве лицензии на осуществление банковских операций.

30

В квалификационных требованиях, предъявляемых к кандидатам на получение аттестата руководителя временной администрации (п.3.2 Положения от 21.07.99 N 83-П), имеется условие, что кандидат должен иметь опыт руководства отделом или иным подразделением кредитной организации, связанным с осуществлением банковских операций, и иметь высшее экономическое или юридическое образование. Может ли начальник юридической службы банка претендовать на получение аттестата.

Начальник юридической службы кредитной организации вправе претендовать на получение аттестата руководителя временной администрации по управлению кредитной организацией при наличии соответствующего образования и документов, подтверждающих, что его деятельность была связана с осуществлением банковских операций, а также при условии соответствия требованиям, предъявляемым к руководителям временных администраций в Положении Банка России от 14.05.99 N 76-П "О временной администрации по управлению кредитной организацией".

31

В случае, когда в регионе нет кандидата на получение аттестата полагаем необходимым в крупных центрах, где больше банков, иметь базу данных возможных кандидатов на получение аттестатов в Банке России.

При отсутствии кандидатур для назначения на должности руководителей временных администраций и арбитражных управляющих территориальные учреждения Банка России по мере необходимости могут по взаимной договоренности создавать базы данных возможных кандидатов на межрегиональном уровне, либо внести соответствующее предложение Банку России. Кроме того, территориальные учреждения могут обращаться в Департамент по организации банковского санирования Банка России, где имеется соответствующая база данных.

32

Может ли являться руководителем временной администрации сотрудник Банка России. И может ли в дальнейшем руководитель временной администрации, являющийся служащим Банка России, быть арбитражным управляющим при банкротстве кредитной организации, в т.ч. в случае, когда Банк России не является ее кредитором.

Положением от 21.07.99 N 83-П предусмотрено, что служащие Банка России получают аттестат руководителя временной администрации по управлению кредитной организацией и арбитражного управляющего при банкротстве кредитной организации в силу занимаемых ими должностей на основании решения Совета директоров Банка России (п.6.5).

33

В нормативных актах Банка России предусмотреть процедуру получения аттестата арбитражного управляющего в случае необходимости замены ранее назначенного арбитражного управляющего, особенно по банкам, ликвидируемым по старому закону о банкротстве.

       Арбитражный управляющий отстраняется судом по ходатайству комитета (собрания) кредиторов. Этот вопрос решается судом по установленной законом процедуре, в течение которой территориальное учреждение Банка России может провести аттестацию кандидата в арбитражные управляющие.

Предложение будет учтено при подготовке постоянного положения Банка России об аттестации руководителя временной администрации по управлению кредитной организацией и арбитражного управляющего при банкротстве кредитной организации.

34

       Разделом 3 Положения Банка России от 21.07.99 N 83-П к квалификационным требованиям, предъявляемым к кандидатам на получение аттестата, отнесены отсутствие:

- ограничений на осуществление деятельности по управлению делами и (или) имуществом других лиц;

- судимости;

       - информации об иных нарушениях кандидатом банковского законодательства и законодательства о банкротстве.

Предоставление документов, подтверждающих перечисленные сведения, не входит в обязанности кандидата.

Отсутствие ограничений для выдачи аттестата, предусмотренных разделом 3 Положения Банка России от 21.07.99 N 83-П, проверяется соответствующими службами территориального учреждения Банка России. В соответствии с п.3 Указания Банка России от 15.07.99 N 608-У "О порядке рассмотрения Банком России документов на получение аттестата руководителя временной администрации и арбитражного управляющего при банкротстве кредитной организации" для проверки достоверности представленной информации и в целях получения дополнительных сведений, имеющих значение при рассмотрении документов, рабочий аппарат, члены аттестационной комиссии вправе направлять соответствующие запросы в подразделения и территориальные учреждения Банка России, арбитражные суды, Федеральную службу России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению, правоохранительные органы, иные учреждения и организации.

Запросы, поступающие в подразделения и территориальные учреждения Банка России, подлежат исполнению в пятидневный срок с момента их поступления.

35

Установленный порядок выдачи аттестата предусматривается на период ликвидации одной кредитной организации. Но на практике имеют место примеры, когда арбитражный управляющий ликвидирует два банка. Предлагаем выдавать аттестаты без наименования банка.

Положение Банка России от 21.07.99 N 83-П предусматривает, что в аттестате указывается наименование кредитной организации, в данном случае арбитражному управляющему выдается два аттестата.

36

Согласно указаниям Банка России от 25.03.99 N 108-Т не проводится аттестация конкурсных управляющих, осуществляющих процедуру банкротства банков на момент вступления в силу ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" (т.е. на 04.03.99). Предоставление подобной льготы действующим конкурсным управляющим является неправомерным, поскольку это не предусмотрено ни Федеральным законом о банкротстве банков, ни Положением Банка России от 21.07.99 N 83-П. Тем более, что проведение подобной аттестации конкурсных управляющих является достаточно эффективной мерой по усилению роли Банка России в процессе реализации уже осуществляемых процедур банкротства.

В соответствии со статьей 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Согласно статье 53 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" закон вводится в действие со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых данным законом установлены иные сроки введения в действие. Применение ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" к отношениям, возникшим до введения его в действие, не предусмотрено.

Таким образом, письмо Банка России от 25.03.99 N 108-Т - в части аттестации конкурсных управляющих, назначенных до введения в действие данного Федерального закона, не противоречит законодательству о банкротстве кредитных организаций.

37

Не нарушается ли положение статьи 26 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) " в части разглашения сведений о банкротстве должника до момента признания его банкротом при получении учреждением Банка России заявления от кандидата на получение аттестата арбитражного управляющего.

В соответствии со статьей 26 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" не допускается опубликование или разглашение иным образом сведений о банкротстве должника до момента публикации решения арбитражного суда о признании должника банкротом, в том числе и решение арбитражного суда о банкротстве. Таким образом, получая заявление кандидата на получение аттестата арбитражного управляющего при банкротстве кредитной организации Банк России не нарушает статью 26 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

38

Если арбитражный суд и кредиторы не имеют вопросов к конкурсному управляющему, следует ли территориальному управлению проводить регулярные проверки, либо только по жалобам кредиторов.

В соответствии с п.7.3. Положения Банка России от 21.07.99 N 83-П Банк России вправе для принятия решения об аннулировании аттестата проводить проверки деятельности арбитражных управляющих при банкротстве кредитной организации на предмет соответствия их деятельности требованиям законодательства.

В силу статьи 45 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" в случае выявления фактов неисполнения или ненадлежащего исполнения арбитражным управляющим своих обязанностей (жалобы и заявления комитета кредиторов; самостоятельное обнаружение территориальным учреждением Банка России нарушений в деятельности арбитражного управляющего) Банк России имеет право аннулировать выданный ему аттестат в порядке, определяемом нормативными актами Банка России.

39

При отсутствии жалоб со стороны комитета кредиторов может ли Банк России принять решение об аннулировании аттестата при выявлении нарушений банковского законодательства (к примеру, отсутствие отчетности).

Банк России вправе аннулировать аттестат арбитражного управляющего при ненадлежащем исполнении им своих обязанностей и при отсутствии жалоб со стороны кредиторов. Неоднократное непредставление арбитражным управляющим отчетности может являться, в соответствии с п.5 Указания Банка России от 30.12.97 N 118-У "О порядке представления отчетности кредитными организациями, у которых отозваны лицензии на осуществление банковских операций" (в ред. Указания Банка России от 12.04.99 N 537-У), основанием для аннулирования аттестата, выданного Банком России.

40

Представляется не совсем правильным установленный Положением Банка России от 21.07.99 N 83-П шестимесячный срок действия аттестата арбитражного управляющего, поскольку Законом о несостоятельности (банкротстве) предусмотрен срок ликвидационных процедур один год, а имеющийся опыт показывает, что ликвидация в банках длится не менее года и, кроме того, дело о банкротстве в арбитражном суде может рассматриваться до трех месяцев.

Положение Банка России от 21.07.99 N 83-П предусматривает возможность продления срока действия аттестата арбитражного управляющего при банкротстве кредитной организации. Вместе с тем установленный шестимесячный срок действия аттестата позволяет контролировать деятельность арбитражного управляющего и своевременно принимать меры в случае недобросовестного выполнения им своих обязанностей.

41

Аттестат арбитражного управляющего при банкротстве кредитной организации действителен в течение шести месяцев. Процедура конкурсного производства может осуществляться более длительное время. После окончания срока действия аттестата следует ли менять арбитражного управляющего?

Отстранение конкурсного управляющего от исполнения им своих обязанностей и назначение нового конкурсного управляющего возможно в соответствии со статьей 116 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения конкурсным управляющим возложенных на него обязанностей по ходатайству собрания кредиторов или комитета кредиторов.

42

Арбитражным судом принято решение о банкротстве кредитной организации до вступления в силу ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций". По каким-то причинам суд до настоящего времени не назначил арбитражного управляющего. Может ли арбитражный суд назначить в настоящее время арбитражным управляющим физическое лицо, не имеющее аттестата Банка России?

Решение данного вопроса относится к компетенции арбитражного суда.

6. ОТЗЫВ ЛИЦЕНЗИИ

43

В соответствии с Указанием Банка России от 25.03.99 N 529-У при направлении ходатайства в Банк России об отзыве лицензии у кредитной организации по признакам, предусмотренным п."б" статьи 20 ФЗ "О банках и банковской деятельности" территориальное учреждение Банка России должно представить две кандидатуры временных управляющих, а также проект заявления в арбитражный суд о признании банка банкротом. Однако это прямо противоречит требованиям ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций". Согласно указанным законодательным актам выбор кандидатуры временного управляющего осуществляется арбитражным судом по инициативе кредиторов. Поэтому нет никаких гарантий, что суд и кредиторы согласятся с предлагаемыми Банком России кандидатами на должность временного управляющего. Более того, проводя подготовительную работу с кандидатами на должности временных управляющих, учреждения Банка России допускают утечку информации о предполагаемом отзыве у банка лицензии.

Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" Банку России предоставлено право обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом). Поэтому Банк России вправе, направляя заявление о признании кредитной организации банкротом, предложить арбитражному суду кандидатуру временного управляющего, и было бы нелогично отказаться от реализации данного права.

В соответствии с действующим законодательством предложения по кандидатурам временных управляющих вносят и иные уполномоченные лица. Окончательное решение по этому вопросу принимает арбитражный суд, который может согласиться с предложением Банка России либо назначить временного управляющего из числа кандидатов, предложенных другими лицами.

Что касается утечки информации о предполагаемом отзыве лицензии, то такая проблема действительно существует и, по нашему мнению, должна решаться путем тщательного отбора кандидатов, изучения их личных и деловых качеств, индивидуальной работы с каждым кандидатом на должность временного управляющего.

44

Требует более детального разъяснения предусмотренный в статье 35 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" порядок отзыва лицензии у банков по требованию его кредиторов по следующим вопросам:

       - центральный аппарат Банка России или территориальные учреждения по месту нахождения банка должны рассматривать заявления кредиторов об отзыве у кредитных организаций лицензий. Представляется, что подобные вопросы необходимо разрешать на местах. Только в случае согласия территориального учреждения Банка России с заявлением кредитора должно подготавливаться ходатайство об отзыве лицензии у такой кредитной организации;

В соответствии с правилами, установленными Указанием Банка России от 13.04.99 N 542-У "О порядке рассмотрения в Банке России обращений об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций", заявления уполномоченных лиц, направленные на основании статьи 35 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", по общему правилу рассматриваются в территориальном учреждении Банка России которое принимает по ним соответствующее решение. В случае принятия заявления к рассмотрению непосредственно центральным аппаратом Банка России, об этом уведомляется территориальное учреждение Банка России, осуществляющее непосредственный надзор за деятельностью кредитной организации, которое сообщает свое мнение по вопросам, поставленным в заявлении.


- при каких условиях территориальное учреждение или Банк России может отказать кредитору в удовлетворении его ходатайства об отзыве лицензии. Является ли таким основанием реализация банком плана санации? Для избежания упреков в необъективности Банку России следует четко определить эти условия;

Основания, по которым уполномоченному лицу может быть отказано в удовлетворении просьбы об отзыве у кредитной организации лицензии, предполагается определить соответствующим нормативным актом Банка России, работа над проектом которого осуществляется в настоящее время.

       По нашему мнению, такими основаниями могут, например, являться:

       - несоответствие данных, указанных в заявлении уполномоченного лица об отзыве лицензии;

        - представление кредитной организацией доказательств удовлетворения требований уполномоченного лица либо урегулирования данной конфликтной ситуации другими способами;

- реализация одобренного Банком России плана мер по финансовому оздоровлению кредитной организации, разработанного в соответствии со статьей 13 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций";

       - назначение временной администрации по управлению кредитной организацией в соответствии с требованиями главы III ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций"; принятия кредитной организацией решения о своей реорганизации в форме слияния или присоединения в соответствии с требованиями главы IV ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций";

  

- необходимо ясно указать перечень документов, которые кредитор должен представить в Банк России в подтверждение своих требований к банку. Это перечень в примерном виде указан в п.2 статьи 35 общего закона о банкротстве (решение суда, письменное признание долга должником, исполнительная надпись нотариуса и др.).

Предположительно в проекте нормативного акта Банка России будут указаны документы, прилагаемые к заявлению кредитора. Однако их перечень не будет исчерпывающим.

7. ЛИКВИДАЦИЯ

45

Если имущества ликвидируемой кредитной организации достаточно для удовлетворения всех требований кредиторов, признанных ликвидационной комиссией, а в последующем после составления промежуточного ликвидационного баланса предъявляются дополнительные, не отраженные в нем требования (например, присужденные решением суда, полученные от кредитора и подлежащие удовлетворению), а средств и имущества для расчетов с этими дополнительно выявившимися кредиторами не хватает, то должна ли ликвидационная комиссия подавать заявление в суд для проведения процедур по ликвидации по ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"? Каков в данном случае порядок перехода процедуры ликвидации со статьи 63 ГК РФ на статью 65 ГК РФ.

В данном случае, если после истечения срока для предъявления требований кредиторов и согласования промежуточного ликвидационного баланса будут заявлены требования кредиторов первой или второй очереди и при этом окажется, что имущества кредитной организации будет недостаточно для удовлетворения всех требований кредиторов, то ликвидационная комиссия (ликвидатор) в соответствии со статьей 174 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации банкротом. После рассмотрения арбитражным судом дела о признании кредитной организации банкротом открывается конкурсное

производство.

В случае заявления таких требований кредиторами третьей и последующих очередей, ликвидация продолжается в прежнем порядке, а заявленные требования удовлетворяются из оставшегося имущества.

46

Если несвоевременно направили в адрес ликвидационной комиссии требования кредиторы 1-й, 2-й, 3-й, 4-й очередей, то расчеты с ними производятся после удовлетворения требований всех кредиторов с 1-й по 5-ю очередь или по мере расчетов с каждой очередью?

В соответствии с п.4 статьи 114 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" требования кредиторов, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, удовлетворяются из имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в установленный срок.

Требования кредиторов первой и второй очередей, заявленные до окончания расчетов со всеми кредиторами, в том числе после закрытия реестра требований кредиторов, подлежат удовлетворению. До полного удовлетворения указанных требований удовлетворение требований кредиторов соответствующей очереди приостанавливается.

47

Необходимо уточнить разъяснения в письме Банка России от 25.03.99 N 108-Т в части обязанности территориального учреждения Банка России обращения в арбитражный суд с заявлением о признании банкротом кредитной организации, у которой на момент подписания настоящих указаний, имеются признаки банкротства. Распространяется ли данное требование на кредитные организации, находящиеся в процессе ликвидации, для которых ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" (п.2, статья 51) за Банком России закреплено такое право, а обязанность - за ликвидационной комиссией?

Приведенные положения Указания оперативного характера от 25.03.99 N 108-Т относятся к конкретной ситуации в кредитной организации на момент отзыва лицензии.

В случае обнаружения Банком России признаков банкротства у кредитной организации, в отношении которой принято решение о ликвидации, Банк России обязан обратиться в ликвидационную комиссию с предложением обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации банкротом. В случае, если ликвидационная комиссия в разумные сроки не подаст заявление в арбитражный суд, Банк России обязан самостоятельно обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации банкротом.

48

При наличии противоречий между конкурсным управляющим и комитетом кредиторов ликвидируемого банка в части расходования денежных средств на конкурсное производство возможно ли согласование комитетом кредиторов согласно статье 16 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" сметы расходов конкурсного управляющего? На практике нередки случаи, когда в РКЦ одновременно обращаются сразу две стороны: конкурсный управляющий с требованием оплатить расходы согласно утвержденной им смете и комитет кредиторов с требованиями не осуществлять никаких расходов со счета ликвидационной комиссии до согласования с ним сметы расходов. Опыт показывает, что для предупреждения конфликтов между кредиторами и конкурсным управляющим, следует ввести обязательный порядок согласования сметы расходов на проведение конкурсного производства комитетом кредиторов.

В случае, когда между конкурсным управляющим и комитетом кредиторов возникает конфликт по поводу размера средств для осуществления конкурсного производства, то законодательство о банкротстве предоставляет право кредиторам в арбитражном суде обжаловать действия конкурсного управляющего. На учреждения Банка России контрольные функции по этим вопросам действующим законодательством не возложены.

49

Каков предельный срок банкротства банков, если оно начато в отношении кредитных организаций в 1996-1997 годах до вступления в силу нового ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"? Ряд арбитражных судов считает, что предельный срок банкротства не установлен, и поэтому процесс банкротства может продолжаться сколь угодно долго.

Срок завершения ликвидации кредитной организации по процедуре банкротства может быть определен арбитражным судом по инициативе кого-либо из участников по делу о банкротстве.

50

Чем объясняется разница в сроках перечисления средств обязательных резервов: при добровольной ликвидации кредитной организации, а также при принудительной ликвидации без назначения ликвидатора - не позднее следующего рабочего дня после согласования промежуточного ликвидационного баланса и при ликвидации кредитной организации, признанной банкротом, и при назначении арбитражным судом ликвидатора - на следующий рабочий день?

Разница в сроке перечисления средств обязательных резервов объясняется тем, что при назначении арбитражным судом конкурсного управляющего или ликвидатора контроль за ликвидацией кредитной организации осуществляется арбитражным судом. В случаях добровольной ликвидации либо принудительной ликвидации без назначения судом ликвидатора такой контроль со стороны арбитражного суда отсутствует.

51

Достаточно часто конкурсными управляющими заключаются договоры об уступке прав требования по кредитным договорам, срок выполнения которых со стороны заемщика еще не наступил. Заключение таких сделок в период ликвидации банков целесообразно, т.к. срок по таким договорам, как правило, достаточно продолжительный, конкурсный управляющий не имеет возможности досрочного взыскания. Кроме того, увеличивается конкурсная масса, необходимая для более полного удовлетворения требований кредиторов кредитной организации.

Законодательные и нормативные акты о несостоятельности кредитных организаций не предусматривают такой возможности погашения дебиторской задолженности. Кроме того, в соответствии с разъяснениями Высшего Арбитражного Суда РФ уступка кредитной организацией прав требований по кредитным договорам юридическому или физическому лицу противоречит статьям 382, 384, 388 ГК РФ и следовательно, является ничтожной в соответствии со статьей 168 ГК РФ со всеми вытекающими из этого последствиями.

Как в таких ситуациях расценивать действия конкурсных управляющих, заключающих указанные сделки?

Заключение подобной сделки с контрагентами, не имеющим лицензии на совершение банковских операций, не соответствует сложившейся судебной практике.

Если конкурсному управляющему не удалось привлечь надлежащего контрагента для заключения сделки по уступке права требования по долгосрочному кредитному договору, то в этом случае сумма данного договора подлежит отнесению на убытки кредитной организации.

52

Распространяется ли принятый в настоящее время ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" на конкурсных управляющих кредитных организаций, назначенных до 01.03.99, и будет ли применяться закон к тем кредитным организациям, в отношении которых конкурсное производство введено до вступления закона в силу, а конкурсный управляющий назначен арбитражным судом после?

В силу п.З статьи 1 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", статьи 141 и статьи 187 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" правовые нормы ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" применяются при ликвидации кредитной организации с момента вступления данного закона в силу (с 04.03.99).

Процедуры банкротства, предусмотренные ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" и "О несостоятельности (банкротстве)", могут быть введены арбитражным судом при рассмотрении дел о банкротстве независимо от даты принятия указанных дел к производству.

53

Имеет место несоответствие между Указанием Банка России от 11.11.98 N 408-У "О перечне документов, необходимых для рассмотрения вопроса об аннулировании в Книге государственной регистрации кредитных организаций записи о регистрации кредитной организации", где к заключению о завершении ликвидационных процедур необходимо прилагать акт о передаче архива кредитной организации в учреждение Федеральной архивной службы, в то время как п. 5 статьи 48 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" предусмотрена передача документов архивной службе после завершения процедуры конкурсного производства и ликвидации кредитной организации.

  Указание Банка России от 11.11.98 N 408-У "О перечне документов, необходимых для рассмотрения вопроса об аннулировании в Книге государственной регистрации кредитных организаций записи о регистрации кредитной организации" регулирует порядок работы с документами ликвидируемой кредитной организации. Для сдачи документов в архивное учреждение необходимы средства, которые используются конкурсными управляющими (ликвидаторами) из средств кредитной организации. Поэтому работа по передаче архивных документов кредитной организации осуществляется в ходе ликвидационных процедур и к моменту рассмотрения отчета конкурсного управляющего судом архив (за исключением документов, которые могут потребоваться на судебном процессе), должен быть передан в архивное учреждение.

Конкурсный управляющий в своем отчете о завершении ликвидации должен сообщить о месте нахождения размещенного на хранение архива кредитной организации.

54

Будет ли разработан порядок согласования и рассмотрения смет расходов по филиалам, а также доведены рекомендации о их размерах?

Порядок и сроки рассмотрения и согласования смет расходов филиалов кредитной организации, у которой отозвана лицензия, определен Указанием Банка России от 07.07.99 N 601-У "О внесении изменений и дополнений в Положение Банка России от 02.04.96 N 264 "Об отзыве лицензии на осуществление банковских операций у кредитных организаций в Российской Федерации".

55

Может ли конкурсный управляющий после завершения конкурсного производства передать требования банка другой организации?

После вынесения определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства (статья 119 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" осуществление сделок конкурсным управляющим не предусмотрено.

Нереализованное имущество должника и неистребованные активы относятся в ликвидационном балансе на результаты деятельности (убыток). Вместе с тем кредиторы, чьи требования не были удовлетворены в ходе конкурсного производства, имеют право требования к третьим лицам (дебиторам), получившим незаконно имущество должника, которое они могут предъявить в течение 10 лет после окончания конкурсного производства.

56

Можно ли на председателя ликвидационной комиссии возложить обязанности конкурсного управляющего?

При банкротстве ликвидируемой кредитной организации назначение арбитражным судом председателя ликвидационной комиссии конкурсным управляющим предполагается статьей 175 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

57

Ликвидационная комиссия завершила свою работу, но после закрытия счета ликвидационной комиссией в подразделение расчетной сети Банка России продолжают поступать средства (возврат дебиторской задолженности) в адрес ликвидированной кредитной организации. Какими должны быть в этом случае действия учреждения Банка России?

В соответствии со статьей 419 ГК РФ обязательство прекращается ликвидацией юридического лица (должника или кредитора), кроме случаев, когда законом или иными правовыми актами исполнение обязательства ликвидированного юридического лица возлагается на другое лицо.

В случае, когда ликвидационная комиссия завершила работу и счет ликвидационной комиссии в подразделении расчетной сети Банка России закрыт, средства, поступающие в адрес ликвидируемого банка, должны быть возвращены плательщикам.

58

Согласовывается ли с Банком России смета расходов на проведение конкурсного производства после принятия арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом.

После принятия арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом смета расходов на проведение конкурсного производства не согласовывается с территориальным учреждением Банка России. В соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" конкурсный управляющий осуществляет свою деятельность под контролем комитета кредиторов и арбитражного суда. Однако согласно ст. 48 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" конкурсный управляющий обязан ежемесячно представлять в Банк России бухгалтерскую и статистическую отчетность ликвидируемой кредитной организации в соответствии с перечнем и в порядке, которые устанавливаются Банком России.

59

П.7.3. Положения Банка России от 21.07.99 N 83-П дополнить указанием на возможность осуществления Банком России предусмотренных в этом пункте контрольных полномочий в процессе осуществления текущего контроля за работой арбитражных управляющих.

В соответствии со статьей 115 Ф3 "О несостоятельности (банкротстве)" контроль за деятельностью конкурсного управляющего осуществляется арбитражным судом и комитетом (собранием) кредиторов. Банк России осуществляет контроль за работой конкурсных управляющих посредством анализа бухгалтерской и статистической отчетности ликвидируемой кредитной организации, представляемой конкурсным управляющим.

При совершении конкурсным управляющим во время проведения ликвидационных процедур операций и действий, противоречащих действующему законодательству и нарушающих права кредиторов, Банк России сообщает о таких фактах арбитражному суду, комитету кредиторов или собранию кредиторов для принятия мер по устранению нарушений.

8. УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ

60

После отзыва у кредитной организации лицензии начисляются ли проценты, неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые (экономические) санкции по обязательствам кредитной организации, возникшим до отзыва лицензии, либо их начисление прекращается независимо от периода, за который они начисляются?

После отзыва лицензии проценты, неустойки (штрафы, пени) по обязательствам кредитной организации не начисляются.

Однако, рассматривая требования кредитора, ликвидационная комиссия должна учесть и те требования по уплате процентов, штрафов, пеней и т.п., которые вытекают из обязательств кредитной организации перед кредиторами на день отзыва лицензии.

61

Каким образом производить расчеты с кредиторами, если, например, решением суда банк обязан произвести выплату вкладчикам в иностранной валюте?

Если выплаты производить в эквиваленте рублей на дату погашения задолженности, то возможно ли произвести продажу иностранной валюты после утверждения промежуточного ликвидационного баланса с целью недопущения обесценения конкурсной массы банка и обеспечения расчетов по обязательствам в иностранной валюте.

Расчеты с кредиторами осуществляются после закрытия реестра кредиторов в валюте Российской Федерации. Обязательства в иностранной валюте также учитываются в рублях по курсу на дату отзыва лицензии независимо от того, в какой валюте было предписано возместить долг кредитной организации в решении суда.

С учетом реального состояния валютного курса представляется целесообразным продажу валютных средств должника за рубли осуществлять с момента начала удовлетворения требований кредиторов.

62

В законодательных и нормативных актах Банка России не отражен вопрос о порядке расходования средств ликвидационной комиссией после составления промежуточного баланса и до внесения записи об исключении из государственного реестра ликвидируемой кредитной организации. Действующими законодательными и нормативными документами предусмотрено, что расчеты с кредиторами с 1-й по 4-ю очереди производятся после согласования с территориальным учреждением Банка России промежуточного ликвидационного баланса, затраты же по проведению ликвидационных процедур ликвидационная комиссия осуществляет до момента его полной ликвидации и проведения расчетов со всеми признанными кредиторами.

Подлежат ли включению в состав кредиторской задолженности затраты ликвидационной комиссии в пределах планового размера расходов ликвидационной комиссии, определенных сметой расходов?

В соответствии п.1 статьи 106 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" и п.25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.96 N 6/8 расходы на осуществление деятельности ликвидационной комиссии осуществляются в пределах утвержденной и согласованной сметы расходов и производятся из средств ликвидируемой кредитной организации вне очереди.

       Затраты ликвидационной комиссии включаются в состав кредиторской задолженности и отражаются по соответствующим статьям баланса ликвидируемой кредитной организации.

63

Нормативные акты Банка России требуют открытия арбитражным управляющим или ликвидатором корреспондентского счета. У нас возникла ситуация, когда в ликвидируемом банке полностью отсутствуют какие-либо денежные средства, а также перспектива получения дебиторской задолженности, т.е. практически отсутствует необходимость в открытии счета. В то же время даже его открытие требует определенных денежных затрат. Возможно ли в таком случае вести производство без открытия счета или использовать счет кредитной организации.

В соответствии со статьей 46 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" конкурсный управляющий использует счет кредитной организации, открываемый ему без представления дополнительных документов.

64

За счет каких средств содержать конкурсного управляющего при банкротстве отсутствующей кредитной организации?

В соответствии с параграфом 2 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" при банкротстве отсутствующего должника и открытии конкурсного производства арбитражный суд может назначить конкурсного управляющего как из числа лиц, зарегистрированных в арбитражном суде, так и из числа сотрудников государственного органа по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению.

Вознаграждение конкурсному управляющему выплачивается за счет выручки от реализации имущества кредитной организации, обнаруженного конкурсным управляющим. Источник вознаграждения конкурсного управляющего может быть определен также арбитражным судом.

Если конкурсным управляющим назначается сотрудник государственного органа, то последний за свою работу в качестве конкурсного управляющего получает заработную плату по основному месту работы.

В случае обнаружения имущества кредитной организации назначенная арбитражным судом сумма вознаграждения и сумма расходов на проведение конкурсного производства перечисляются государственному органу по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению.

В отношении кредитной организации этими средствами могут быть в том числе средства обязательных резервов, которые подлежат перечислению на основной счет должника - кредитной организации после начначения конкурсного управляющего.

65

Какие принятые меры можно считать достаточными по уведомлению вкладчиков - физических лиц?

Можно ли по решению комитета кредиторов перед окончанием ликвидационных процедур создать юридическое лицо, передать ему невыплаченные вклады (физические лица) и средства под них в целях продолжения их розыска и выплаты вкладов после ликвидации банка. Количество вкладчиков более 4 тысяч человек.

В ходе ликвидации должника рассматриваются только заявления по требованию кредиторов. Их адреса, как правило, указаны в заявлениях. По этим адресам кредиторы уведомляются о получении ими своих средств у должника. В соответствии с разъяснением Высшего Арбитражного Суда, данном в приложении к информационному письму от 07.08.97 N 20 "Обзор практики применения арбитражными судами законодательства о банкротстве", конкурсный управляющий не вправе включать в основную очередь незаявленные требования кредиторов, самостоятельно выявленные им в период двухмесячного срока со дня публикации решения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства.

Формы выплат могут быть различными - выдача наличными, перечисление на счет в другом банке. В случае, если кредитор по какой-либо причине не явился для получения средств, то эти средства могут быть размещены на соответствующий счет арбитражного суда (по договоренности с судом) либо на счет нотариальной конторы с целью последующей передачи кредиторам.

66

Ускорению процедуры ликвидации кредитных организаций и ее упорядочению будет способствовать законодательное установление необходимости составления и представления Банку России в определенные сроки промежуточного ликвидационного баланса, так как ряд конкурсных управляющих, руководствуясь ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", до настоящего времени не представляли промежуточный баланс. Имеем ли мы право распространить на них требование ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".

ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" предусмотрена обязанность конкурсного управляющего представлять в Банк России промежуточный и ликвидационный балансы в соответствии с нормативными актами Банка России. Конкурсные управляющие должны представлять в Банк России промежуточные и ликвидационные балансы после вступления в силу указанного выше Федерального закона также и в тех случаях, когда конкурсное производство в кредитной организации было открыто ранее в соответствии с ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", поскольку названный Федеральный закон предусматривает особенности банкротства кредитных организаций со ссылкой на ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".

67

Передается ли картотека к корреспондентскому счету конкурсному управляющему?

Если взыскателем не отозваны расчетные документы из картотеки, они передаются конкурсному управляющему.

68

После создания ликвидационной комиссии (назначения конкурсного управляющего) произведенное начисление заработной платы членам ликвидационной комиссии и соответствующие начисления с зарплаты во внебюджетные фонды отражались как кредиторская задолженность. Все выплаты произведены сразу же после согласования промежуточного баланса. Правомерно ли начисление Пенсионным фондом пеней за задержку платежей за период после отзыва лицензии до согласования промежуточного баланса.

Расходы на содержание ликвидационной комиссии, в т.ч. начисленные налоги, осуществляются во внеочередном порядке. Расходование средств на эти цели не связано со временем составления промежуточного баланса. Пени начислены правомерно за неисполнение кредитной организацией обязанности по уплате платежей в Пенсионный фонд в период с момента отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций до момента принятия арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом и назначении конкурсного производства.

В силу п.1 статьи 98 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" с момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых (экономических) санкций по всем видам задолженности должника. Таким образом, Пенсионный фонд не вправе начислять пени за задержку кредитной организацией платежей в период конкурсного производства.



Текст документа сверен по:

официальная рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»