Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 сентября 1999 года N 1084


Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации

(с изменениями на 14 декабря 2006 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 ноября 2010 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
 от 11 марта 2010 года N 138

____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2006 года N 767 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 52 (ч.III), 25.12.2006).

____________________________________________________________________



В соответствии со статьей 2 Воздушного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации.


Установить, что разъяснения по применению указанных Федеральных правил в отношении вопросов использования воздушного пространства Российской Федерации дает Министерство обороны Российской Федерации, а в отношении вопросов использования части воздушного пространства, которая в установленном порядке определена для воздушных трасс (внутренних и международных), местных воздушных линий, районов авиационных работ, гражданских аэродромов и аэропортов, - Федеральная служба воздушного транспорта России.

2. Федеральным органам исполнительной власти привести свои нормативные правовые акты, регулирующие отношения в области использования воздушного пространства, в соответствие с настоящим постановлением.

3. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 3 июня 1998 года N 561 "О порядке выдачи разрешений на разовые полеты воздушных судов иностранных государств в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 23, ст.2557).

4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2000 года.

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Путин

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 22 сентября 1999 года N 1084

     
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ПРАВИЛА
использования воздушного пространства Российской Федерации

(с изменениями на 14 декабря 2006 года)

    

     

I. Общие положения

1. Настоящие Федеральные правила, разработанные в соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации и Конвенцией о международной гражданской авиации, устанавливают порядок использования воздушного пространства Российской Федерации в интересах экономики и обороны страны, в целях удовлетворения потребностей пользователей воздушного пространства, обеспечения безопасности использования воздушного пространства.

2. В настоящих Федеральных правилах применяются следующие основные понятия:

1) "аварийное оповещение" - обслуживание воздушного движения, предоставляемое с целью уведомления соответствующих служб и организаций о воздушных судах, нуждающихся в помощи поисково-спасательных служб, и оказания необходимого содействия этим службам и организациям;

2) "аэроузел" - близко расположенные аэродромы, организация и выполнение полетов с которых требуют специального согласования и координирования;

3) "безопасность использования воздушного пространства" - комплексная характеристика установленного порядка использования воздушного пространства, определяющая его способность обеспечить выполнение всех видов деятельности по использованию воздушного пространства без угрозы жизни и здоровью людей, материального ущерба государству, гражданам и юридическим лицам;

4) "воздушная трасса Российской Федерации" - установленная для полетов воздушных судов часть воздушного пространства, ограниченная по высоте и ширине, обеспеченная средствами навигации и обслуживанием воздушного движения (далее именуется - воздушная трасса);

5) "воздушное движение" - движение воздушных судов, находящихся в полете и на площади маневрирования аэродрома;

6) "воздушное судно-нарушитель" - воздушное судно (летательный аппарат) гражданина или юридического лица, допустившего нарушение использования воздушного пространства Российской Федерации;

7) "воздушный коридор пролета государственной границы Российской Федерации" - часть воздушного пространства над государственной границей Российской Федерации, определенная для пересечения ее воздушными судами, выполняющими международные полеты;

8) "временный режим" - временный порядок использования отдельных элементов структуры воздушного пространства Российской Федерации, устанавливаемый на срок до 3 суток для осуществления деятельности, требующей специальной организации использования воздушного пространства;

9) "вспомогательный районный центр единой системы организации воздушного движения Российской Федерации" - оперативный орган единой системы организации воздушного движения Российской Федерации, предназначенный для организации воздушного движения, контроля за соблюдением Федеральных правил использования воздушного пространства в своем районе ЕС ОрВД (далее именуется - ВРЦ ЕС ОрВД);

10) "главный центр единой системы организации воздушного движения Российской Федерации" - оперативный орган единой системы организации воздушного движения Российской Федерации, предназначенный для планирования и координирования использования воздушного пространства, организации воздушного движения, обеспечения разрешительного порядка использования воздушного пространства, контроля за соблюдением настоящих Федеральных правил в пределах воздушного пространства Российской Федерации и районов, где ответственность за организацию воздушного движения возложена на Российскую Федерацию (далее именуется - ГЦ ЕС ОрВД);

11) "диспетчерское обслуживание (управление) воздушного движения" - обслуживание (управление) воздушного движения с целью предотвращения столкновений воздушных судов между собой и другими материальными объектами в воздухе, столкновений с препятствиями, в том числе на площади маневрирования аэродрома, а также регулирования воздушного движения и обеспечения его экономичности;

12) "диспетчерское воздушное пространство" - воздушное пространство зоны (района) единой системы организации воздушного движения, в пределах которого обеспечивается диспетчерское обслуживание (управление) воздушного движения;

13) "документ аэронавигационной информации" - документ, который содержит информацию, имеющую важное значение для аэронавигации, утвержденный и изданный в установленном порядке;

14) "запретная зона" - часть воздушного пространства Российской Федерации установленных размеров, в пределах которой использование воздушного пространства без специального разрешения запрещено;

15) "зона ограничения" - часть воздушного пространства Российской Федерации установленных размеров, в пределах которой использование воздушного пространства ограничено соответствующими условиями;

16) "опасная зона" - часть воздушного пространства установленных размеров, в пределах которой в определенный период может осуществляться деятельность, представляющая угрозу безопасности полетов воздушных судов;

17) "зона (район) единой системы организации воздушного движения Российской Федерации" - воздушное пространство установленных размеров, в пределах которого соответствующие оперативные органы единой системы организации воздушного движения Российской Федерации осуществляют свои функции (далее именуется - зона (район) ЕС ОрВД);

18) "зональный (вспомогательный зональный) центр единой системы организации воздушного движения Российской Федерации" - оперативный орган единой системы организации воздушного движения Российской Федерации, предназначенный для планирования и координирования использования воздушного пространства, организации воздушного движения, обеспечения разрешительного порядка использования воздушного пространства, контроля за соблюдением настоящих Федеральных правил в своей зоне ЕС ОрВД (далее именуется - ЗЦ (ВЗЦ) ЕС ОрВД);

19) "использование воздушного пространства" - деятельность, в процессе которой осуществляется перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и других объектов), а также другая деятельность (строительство высотных сооружений, деятельность, в процессе которой происходят электромагнитные и другие излучения, выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость, проведение взрывных работ и т.п.), которая может представлять угрозу безопасности использования воздушного пространства;

20) "консультативное обслуживание воздушного движения" - обслуживание с целью обеспечения оптимального эшелонирования полетов воздушных судов, выполняющих полеты по правилам полетов по приборам;

21) "консультативное воздушное пространство" - воздушное пространство зоны (района) ЕС ОрВД, в пределах которого обеспечивается консультативное обслуживание воздушного движения;

22) "контролируемый полет" - полет воздушного судна, который обеспечивается диспетчерским обслуживанием (управлением) воздушного движения;

23) "координирование использования воздушного пространства" - деятельность, осуществляемая в процессе планирования использования воздушного пространства и обслуживания (управления) воздушного движения, направленная на распределение воздушного пространства в зависимости от воздушной, метеорологической, аэронавигационной обстановки и в соответствии с государственными приоритетами использования воздушного пространства;

24) "кратковременное ограничение" - временный порядок использования отдельных элементов структуры воздушного пространства Российской Федерации, устанавливаемый на период до 3 часов для осуществления деятельности, требующей специальной организации использования воздушного пространства;

25) "маршрут полета" - установленная для полетов воздушных судов часть воздушного пространства, ограниченная по высоте и ширине;

26) "международная воздушная трасса" - воздушная трасса, открытая для международных полетов;

27) "местная воздушная линия Российской Федерации" - установленная для полетов воздушных судов на высотах ниже нижнего эшелона часть воздушного пространства, ограниченная по высоте и ширине, обеспеченная обслуживанием воздушного движения (далее именуется - местная воздушная линия);

28) "местный режим" - временный порядок использования отдельных элементов структуры воздушного пространства, в том числе воздушного пространства, выделенного для воздушных трасс и местных воздушных линий в нижнем воздушном пространстве зоны (района) ЕС ОрВД, устанавливаемый на срок до 3 суток для осуществления деятельности, требующей специальной организации использования воздушного пространства;

29) "нарушение порядка использования воздушного пространства" - несоблюдение условий установленного безопасного использования воздушного пространства;

30) "обслуживание воздушного движения" - общий термин, означающий в соответствующих случаях полетно-информационное обслуживание, консультативное обслуживание, диспетчерское обслуживание (управление) воздушного движения, а также аварийное оповещение;

31) "организация воздушного движения" - обеспечение возможности эксплуатантам воздушных судов придерживаться планируемого времени вылета и прибытия и выдерживать наиболее предпочтительные профили полета при минимальных ограничениях и без снижения установленных уровней безопасности (далее именуется - ОрВД).

ОрВД включает:

обслуживание (управление) воздушного движения;

организацию потоков воздушного движения;

организацию воздушного пространства в целях обеспечения обслуживания (управления) воздушного движения и организации потоков воздушного движения;

32) "организация воздушного пространства" - установление оптимальной структуры воздушного пространства в целях обеспечения его эффективного использования;

33) "организация использования воздушного пространства" - обеспечение безопасного, экономичного и регулярного воздушного движения, а также другой деятельности по использованию воздушного пространства, включающее в себя:

установление структуры воздушного пространства;

планирование и координирование использования воздушного пространства;

обеспечение разрешительного порядка использования воздушного пространства;

организацию воздушного движения;

контроль за соблюдением настоящих Федеральных правил;

34) "органы единой системы организации воздушного движения Российской Федерации" - Межведомственная комиссия по использованию воздушного пространства Российской Федерации, зональные межведомственные комиссии по использованию воздушного пространства Российской Федерации, Управление по использованию воздушного пространства и управлению воздушным движением Министерства обороны Российской Федерации, Управление государственного регулирования организации воздушного движения Федеральной службы воздушного транспорта России, оперативные органы единой системы организации воздушного движения Российской Федерации;

35) "органы обслуживания воздушного движения (управления полетами)" - общий термин, в соответствующих случаях означающий оперативные органы единой системы организации воздушного движения Российской Федерации, а также органы обслуживания воздушного движения (управления полетами) пользователей воздушного пространства, осуществляющие обслуживание воздушного движения (управление полетами) либо иную деятельность по использованию воздушного пространства (далее именуются - органы ОВД (управления полетами);

36) "органы обслуживания воздушного движения (управления полетами) пользователей воздушного пространства" - органы обслуживания воздушного движения (управления полетами) государственной, гражданской и экспериментальной авиации;

37) "особый режим использования воздушного пространства" - специальный порядок использования отдельных частей воздушного пространства Российской Федерации, устанавливаемый в соответствии с директивами Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации;

38) "планирование использования воздушного пространства" - комплекс мероприятий, связанных с организацией использования воздушного пространства путем распределения и перераспределения воздушного пространства по месту, времени и высоте;

39) "полетно-информационное обслуживание воздушного движения" - обслуживание воздушного движения, целью которого является предоставление консультаций и информации для обеспечения безопасного и эффективного выполнения полетов. Осуществляется при всех видах обслуживания воздушного движения;

40) "полетно-информационное воздушное пространство" - воздушное пространство зоны (района) ЕС ОрВД, в пределах которого обеспечивается полетно-информационное обслуживание воздушного движения;

41) "полоса воздушных подходов" - часть воздушного пространства в установленных границах, примыкающая к торцу взлетно-посадочной полосы и расположенная в направлении ее оси, в которой воздушные суда производят набор высоты после взлета и снижение при заходе на посадку;

42) "пользователи воздушного пространства" - граждане и юридические лица, наделенные в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства;

43) "правила визуальных полетов" - порядок выполнения полетов в условиях, позволяющих определить местонахождение и пространственное положение воздушного судна по наземным ориентирам и естественному горизонту;

44) "правила полетов по приборам" - порядок выполнения полетов в условиях, при которых местонахождение и пространственное положение воздушного судна определяются по пилотажным и навигационным приборам;

45) "разрешение на использование воздушного пространства" - предоставление пользователю воздушного пространства возможности действовать в соответствии с условиями, выданными центрами единой системы организации воздушного движения Российской Федерации;

46) "разрешительный порядок использования воздушного пространства" - общий термин, означающий в соответствующих случаях порядок предоставления пользователям возможности использования воздушного пространства, а также порядок выдачи разрешений на использование воздушного пространства;

47) "район авиационных работ" - часть воздушного пространства, в пределах которой по установленным планам и графикам выполняются авиационные работы;

48) "район аэродрома" - часть воздушного пространства установленных размеров, предназначенная для организации и выполнения аэродромных полетов;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»