Недействующий


МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА

РЕКОМЕНДАЦИЯ 150


Рекомендация о профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов

____________________________________________________________________
Настоящая Рекомендация  пересмотрена и заменена
рекомендацией МОТ от 17 июня 2004 года N 195
____________________________________________________________________

Генеральная Конференция Международной Организации Труда,

созванная в Женеве Административным Советом Международного Бюро Труда и собравшаяся 4 июня 1975 года на свою шестидесятую сессию,

принимая во внимание значение профессиональной ориентации и профессиональной подготовки в деле осуществления политики и программ в области занятости,

отмечая положения существующих международных конвенций и рекомендаций по труду, имеющих прямое отношение к политике в области занятости, и, в частности, положения Конвенции и Рекомендации 1958 года о дискриминации в области труда и занятий и Конвенции и Рекомендации 1964 года о политике в области занятости,

отмечая, что Генеральная Конференция Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры приняла в 1974 году на своей восемнадцатой сессии Рекомендацию о профессиональном и техническом обучении,

отмечая, что Международная Организация Труда и Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры осуществляли тесное сотрудничество с целью обеспечения того, чтобы акты этих организаций преследовали единые цели для предотвращения дублирования и противоречий, и что они будут продолжать тесно сотрудничать с целью эффективного применения этих актов,

постановив принять ряд предложений о развитии людских ресурсов: профессиональная ориентация и профессиональная подготовка, что является шестым пунктом повестки дня сессии,

решив придать этим предложениям форму рекомендации,

принимает сего двадцать третьего дня июня месяца тысяча девятьсот семьдесят пятого года нижеследующую Рекомендацию, которая может именоваться Рекомендацией 1975 года о развитии людских ресурсов:

I. Общие положения

1. Настоящая Рекомендация применяется к профессиональной ориентации и подготовке молодых людей и взрослых во всех областях экономической, социальной и культурной жизни и на всех уровнях профессиональной квалификации и ответственности.

2. 1) В целях настоящей Рекомендации определение терминов "ориентация" и "подготовка" термином "профессиональная" означает, что ориентация и подготовка направлены на определение и развитие способностей человека к продуктивной и удовлетворяющей его трудовой жизни и, вместе с различными формами образования, на развитие способности отдельного лица сознавать и, индивидуально или коллективно, оказывать влияние на условия труда и на социальную среду.

2) Определение, данное в пункте 1) настоящего параграфа, относится к ориентации, к начальной и дальнейшей подготовке и к переподготовке, какими бы путями они не осуществлялись или каков бы ни был уровень квалификации и ответственности.

3. Применяя настоящую Рекомендацию, Государства-члены должны учитывать дополняющие ее положения руководящие принципы, которые могут быть установлены региональными конференциями, отраслевыми комитетами и совещаниями экспертов или консультантов, созванными Международной Организацией Труда и другими компетентными органами.

II. Политика и программы

4. 1) Государства-члены должны принимать и развивать всесторонние и скоординированные политику и программы профессиональной ориентации и профессиональной подготовки, тесно связанные с занятостью, в частности через государственные службы по трудоустройству.

2) Эти политика и программы должны должным образом учитывать:

a) потребности, возможности и проблемы занятости как на региональном, так и на национальном уровне;

b) стадию и уровень экономического, социального и культурного развития;

с) взаимосвязь между развитием людских ресурсов и другими экономическими, социальными и культурными целями.

3) Эти политика и программы должны осуществляться при помощи методов, соответствующих национальным условиям.

4) Эти политика и программы должны стимулировать и позволять всем лицам, на основе равенства и без какой-либо дискриминации, развивать и применять свои способности к труду в своих собственных интересах и в соответствии со своими стремлениями, учитывая потребности общества.

5) Такие политика и программы должны поощрять предприятия принимать на себя ответственность за подготовку трудящихся на производстве. Предприятия должны сотрудничать с представителями своих трудящихся при планировании своих программ профессиональной подготовки и должны, по возможности, обеспечивать соответствие этих программ с программами государственной системы подготовки.

6) Такие политика и программы должны преследовать цели:

а) обеспечения поступления на такую производительную работу, включая работу за собственный счет, которая отвечает индивидуальным способностям и стремлениям, и содействия профессиональной мобильности;

b) содействия и развития творчества, динамизма и инициативы с целью сохранения или повышения эффективности труда;

с) защиты трудящихся против безработицы или другой потери дохода или способности зарабатывать в результате отсутствия спроса на работников их квалификации, а также неполной занятости:

d) защиты трудящихся против физического или умственного напряжения на рабочем месте;

e) защиты трудящихся против опасностей на рабочем месте путем высокого уровня обучения правилам техники безопасности и гигиены труда, как составной части подготовки лиц любой профессии или специальности;

f) оказания помощи трудящимся в их стремлении к получению удовлетворения от работы, к личным достижениям и самовыражению, и к улучшению их судьбы собственными силами для улучшения качества или изменения характера своего вклада в экономику;

g) обеспечения социального, культурного и экономического прогресса и постоянного приспособления к изменениям при участии всех заинтересованных сторон в пересмотре профессиональных требований;

h) обеспечения полного участия всех групп общества в процессе развития и в распределении связанных с ним преимуществ.

5. 1) В вышеуказанных целях Государства-члены должны разрабатывать и совершенствовать открытые, гибкие и дополняющие друг друга системы общего и профессионально-технического образования, школьной и профессиональной ориентации и профессиональной подготовки, независимо от того, осуществляется ли эта деятельность в системе формального образования или вне ее.

2) Государства-члены должны, в частности, стремиться:

a) к обеспечению всем трудящимся равного доступа к профессиональной ориентации и профессиональной подготовке;

b) к обеспечению на постоянной основе широкой и реалистичной профессиональной ориентации для различных групп населения во всех отраслях экономической деятельности;

c) к разработке всесторонних систем профессиональной подготовки, охватывающих все аспекты продуктивного труда во всех отраслях экономической деятельности;

d) к облегчению перехода из одного вида профессиональной подготовки в другой внутри различных профессий и секторов экономической деятельности и между ними, а также между различными уровнями ответственности;

e) к согласованию профессиональной подготовки для одного сектора экономики или отрасли экономической деятельности с профессиональной подготовкой для других секторов или отраслей;

f) к созданию структуры систематической профессиональной подготовки во всех отраслях экономической деятельности и для всех видов работ и всех уровней квалификации и ответственности;

g) к предоставлению всем трудящимся реальных возможностей для возобновления образования на уровне, который учитывает их профессиональный опыт;

h) к установлению тесного сотрудничества и координации между профессиональной ориентацией и профессиональной подготовкой, проводимыми вне школьной системы, с одной стороны, и ориентацией в области образования и школьной системой, с другой стороны;

i) к созданию условий, позволяющих трудящимся дополнять их профессиональную подготовку подготовкой в области профсоюзной деятельности, проводимой их представительными организациями;

j) к проведению исследований и приспособлению административных порядков и методов, необходимых для осуществления программ профессиональной ориентации и профессиональной подготовки.

6. Политика и программы профессиональной ориентации и профессиональной подготовки должны:

a) координироваться с политикой и основными программами социального и экономического развития, такими как программы расширения возможностей занятости, социальной интеграции, сельского развития, развития ремесел и промышленности, приспособления методов и организации труда к людским потребностям и улучшения условий труда;

b) учитывать международное экономическое и техническое взаимодействие и сотрудничество;

c) подвергаться периодическому пересмотру в связи с текущим и планируемым социальным и экономическим развитием;

d) развивать деятельность, которая стимулирует трудящихся вносить свой вклад в дело улучшения международных отношений;

e) способствовать лучшему пониманию технических, научных, экономических, социальных и культурных вопросов;

f) создавать и развивать соответствующую инфраструктуру для обеспечения надлежащей подготовки, учитывая важнейшие нормы промышленной гигиены и безопасности.

III. Профессиональная ориентация

7. 1) Государства-члены должны постепенно расширять свои системы профессиональной ориентации и системы постоянной информации относительно занятости, с целью обеспечения того, чтобы всесторонняя информация и наиболее широкая ориентация являлись доступными детям, молодым людям и взрослым, включая соответствующие программы для лиц с физическими и умственными недостатками.

2) Такие информация и ориентация должны охватывать выбор профессии, профессиональную подготовку и связанные с ней возможности образования, положение и перспективы в области занятости, перспективы продвижения по работе, условия труда, безопасность и гигиену труда, а также другие аспекты трудовой жизни в различных областях экономической, социальной и культурной деятельности и на всех уровнях ответственности.

3) Такие информация и ориентация должны дополняться информацией по общим аспектам коллективных соглашений, прав и обязанностей всех заинтересованных сторон в соответствии с трудовым законодательством; эта информация должна предоставляться в соответствии с национальным законодательством и практикой, учитывая соответствующие функции и задачи заинтересованных организаций трудящихся и предпринимателей.

8. 1) Основными целями программы профессиональной ориентации должны быть:

а) предоставление детям и молодым людям, еще не вступившим в ряды рабочей силы, основы для выбора вида образования или профессиональной подготовки с учетом их склонностей, способностей и интересов, а также возможностей занятости;

b) содействие лицам, охваченным программами образования и профессиональной подготовки, в получении от этих программ максимальной пользы и в подготовке их либо к получению дополнительного образования или профессиональной подготовки, либо к поступлению на работу и к продолжению образования и подготовки, как только и когда это потребуется на протяжении их трудовой жизни;

c) содействие лицам, вступающим в ряды рабочей силы, стремящимся переменить свою трудовую деятельность или являющимся безработными, в выборе профессии и получении соответствующего профессионального образования и подготовки;

d) информирование работающих о возможностях расширения рамок их профессионального развития, повышения уровня компетенции, заработков и положения, о требованиях в области обучения и профессиональной подготовки и об имеющихся для этой цели практических средствах;

e) развитие общественного понимания того вклада различных секторов экономики и отраслей экономической деятельности - включая секторы и отрасли, традиционно не пользующиеся популярностью который они вносят и могут внести в дело общего развития и расширения возможностей занятости;

f) содействие участвующим в осуществлении этой деятельности учреждениям в предоставлении информации об эффективности отдельных программ подготовки, как составной части профессиональной ориентации.

2) Государства-члены должны обеспечить, чтобы такие программы были совместимы с правом на свободный выбор рода занятий и на возможности справедливого продвижения по работе, а также с правом на образование.

9. Расширяя охват своих систем профессиональной ориентации, Государства-Члены должны уделять особое внимание:

a) оказанию помощи детям и подросткам в школе в достижении правильного понимания ценности и значения труда, а также мира труда, и в ознакомлении с условиями труда в возможно более широком круге профессий, с учетом возможностей занятости и карьеры, которые могут открываться перед ними, а также с требованиями, предъявляемыми к желающим воспользоваться этими возможностями;

b) предоставлению детям и молодым людям, которые никогда не посещали школу или оставили школу до ее окончания, информации относительно возможно более широкого круга профессий и возможностей занятости в кругу этих профессий, а также ориентации относительно того, как они могут получить доступ к этим возможностям;

c) предоставлению взрослым лицам, имеющим работу, в том числе работу за собственный счет, информации относительно тех тенденций и задач развития, которые их касаются, и, в частности, относительно воздействия социальных, технических и экономических изменений на их сферу деятельности;

d) предоставлению безработным и частично безработным лицам всей необходимой информации и ориентации относительно возможностей нахождения работы или улучшения их трудоустройства и имеющих для этих целей средствах;

e) оказанию лицам, имеющим особые трудности в отношении образования, профессиональной подготовки или занятости, помощи для их преодоления в рамках общих мероприятий, направленных на достижение социального прогресса.

10. 1) Должны быть доступны как программы коллективной профессиональной ориентации - а именно, распространение фактического материала и предоставление консультаций группам людей, имеющим аналогичные профессиональные потребности - так и индивидуальные консультации.

2) Индивидуальные консультации должны предоставляться, в частности, молодым людям и взрослым, нуждающимся в особой помощи при определении их профессиональных наклонностей, способностей и интересов, при оценке возможностей образования, профессиональной подготовки и занятости, которые могут иметься для них, и при выборе определенного вида образования, профессиональной подготовки или занятости.

3) Индивидуальные консультации и, в соответствующих случаях, деятельность по коллективной профессиональной ориентации должны учитывать специфические потребности отдельных лиц в информации и поддержке, особенно лиц с физическими и умственными недостатками, а также лиц, находящихся в невыгодном положении с социальной и образовательной точек зрения. Сюда могут входить учебные занятия по поискам и оценке информации и по принятию решений, а также упражнения по отбору из широкой гаммы профессий и задач с целью развития способностей сделать выбор, основанный на информации. Необходимо всегда иметь в виду право каждого лица на собственный выбор, основанный на всесторонней информации, имеющей к этому отношение.

4) Индивидуальные консультации должны, при необходимости, дополняться предоставлением советов по способам исправления положения и по такой другой подобной помощи, которая может быть полезной для профессионального приспособления.

11. Государства-члены, программы профессиональной ориентации которых находятся на начальных стадиях развития, должны, в первую очередь, стремиться:

a) к привлечению внимания молодых людей к важности выбора общего и профессионального образования, учитывая в полной мере существующие перспективы занятости и направления экономического и социального развития, а также их личные склонности и интересы;

b) к оказанию содействия тем группам населения, которые нуждаются в помощи для преодоления традиционных препятствий в свободном выборе образования, профессиональной подготовки или рода занятий;

c) к удовлетворению нужд лиц с особыми способностями в тех сферах деятельности, которые имеют первостепенное значение.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»